Сабина Новрузова о жизни в Амстердаме: «У азербайджанцев здесь потрясающая репутация» - ФОТО
Мы продолжаем знакомить читателей с нашими соотечественниками, добившимися успеха за рубежом. И сегодня хотим рассказать о Сабине Новрузовой, которая живет и работает в Амстердаме.
Сабина связала свою жизнь с технологиями, выбрав довольно нетипичное для девушки направление, и поставила перед собой цель сломать данный стереотип, вовлекая в эту сферу как можно больше представительниц прекрасного пола.
О социальной значимости своих проектов, переезде в страну толерантности и свободы и многом другом девушка рассказала 1news.az в ходе интересной беседы.
«Я была частью стартапа, который разрабатывал метавселенную для особенных детей…»
Я всегда хотела построить карьеру в сфере Tech. Так как в Баку не много технологических компаний, мне хотелось уехать за границу хотя бы на какое-то время, чтобы набраться опыта. Однако первый мой переезд был связан с довольно прозаичной причиной – я вышла замуж и моему супругу предложили работу в Турции (улыбается).
Мы переехали в 2020 году, прям перед пандемией. Скажу честно – Турция не была мне близка, но зато в тот период я получила опыт удаленной работы. Там я начала удаленно работать специалистом по развитию бизнеса в американском стартапе, напрямую связанном с Web 3.0.
Web 3.0 – это новая итерация интернета, где нет государства и единого лидера, люди более свободны и независимы, чем в реальной жизни, и каждый отвечает сам за себя. Сюда относятся крипты, метавселенные, НФТ, но мне больше всего интересны именно метавселенные, которые представляют собой своего рода дополненную реальность.
Американский стартап, в котором я начала удаленно работать, разрабатывал метавселенную для детей с ограниченными возможностями. Это была виртуальная обучающая среда, в которой дети с аутизмом и другие нейродивергенты учились письму, языку жестов, распознаванию эмоций и т.д. То есть, они надевали VR-шлем и проходили урок в столь необычной форме. Мне нравится именно такое применением виртуальной реальности, когда человек извлекает пользу, а не просто бездумно погружается в нее с головой.
Я помогала продавать этот продукт обучающим центрам для особенных детей в Канаде и Америке. Мне очень нравилось это дело, хотя работать на удаленке было немного сложно на ментальном уровне. Но в условиях пандемии, когда все сидели дома, другого варианта не было.
«В Амстердаме я впервые оказалась окруженной таким большим количеством иностранцев…»
В январе этого года мы с мужем переехали в Амстердам по визе для высокообразованных эмигрантов. В получении этой визы мне очень помог мой двойной диплом, выданный Университетом АДА, который я окончила в Баку. Во времена моей магистратуры в университете действовала программа MBA, которая выдавала выпускникам сразу два диплома – азербайджанский и голландский. Мне повезло попасть на эту волшебную программу, которая продолжалась всего два года.
Но я не только за это благодарна Университету АДА, в котором окончила и бакалавр, и магистратуру. Университет поддерживал нас во всех начинаниях. Мой первый стартап получил возможность быть реализованным благодаря победе на конкурсе инноваций, который проводил университет. Возможно, если бы не эта победа, мой путь в стартапах так и не начался бы… И ректор, и педагоги, и люди, которые вместе со мной учились, очень сильно повлияли на мое развитие. Благодаря им я не только смогла уехать в Нидерланды и построить карьеру, но и продолжила заниматься собственными проектами.
Так вот, возвращаясь к визе для высокообразованных эмигрантов – она дает возможность находиться в стране в течение года. Если за этот срок ты сможешь трудоустроиться, то остаешься здесь жить. Я нашла работу довольно быстро, меньше, чем за месяц. Это технологическая компания Wonderkind, которая помогает связать человека с его идеальной работой, а фирму, соответственно, с ее идеальным сотрудником. Учитывая, что работа занимает большую часть нашей жизни, крайне важно заниматься любимым делом. Поэтому мне очень приятно помогать людям найти дело, которое сделает их счастливыми.
Здесь я также занимаю позицию специалиста по развитию бизнеса, продавая данный продукт по всей Европе. Но уже не на удаленке, а в офисе. У нас очень много специалистов из разных стран, и я впервые оказалась окруженной таким большим количеством иностранцев! Работать в такой обстановке довольно интересно. Помню, как я привозила им азербайджанские сладости из Баку, и они были просто в восторге. Учитывая, что голландская кухня, мягко говоря, оставляет желать лучшего, они были очень рады нашей пахлаве, шякярбуре и гранатовому вину (улыбается).
«В Европе мужчины порой вспоминают про гендерное равенство, когда им выгодно…»
Параллельно я являюсь соавтором образовательного продукта Metasouls - это сообщество для женщин, желающих развивать карьеру в сфере IT и Web 3.0. В рамках данного проекта мы организуем первую в Европе НФТ-выставку SheNFT Amsterdam на тему поддержки женщин, которая пройдет в ноябре в Амстердаме. В данный момент мы находимся в поиске талантов и надеемся также найти участников из Азербайджана.
Почему я решила помогать женщинам? Все началось с детства, когда в мои руки попали соответствующие книги и фильмы, и я четко поняла, что хочу связать свою жизнь с технологиями. Если элементарно погуглить, то можно увидеть, что эта сфера ассоциируется исключительно с мужчинами. Моими кумирами в те времена были Илон Маск и другие гении, оставившие след в истории. Но ни одной женщины среди них не было. Не потому что они не внесли никакого вклада в технологический прогресс, а потому что это просто не освещалось. Мне очень захотелось повлиять на ситуацию и, возможно, когда-нибудь стать той, которая вдохновит своим примером маленьких девочек в Азербайджане, желающих занять свое место в Tech.
Многие думают, что в Европе нет гендерных проблем, но на самом деле это не так. Здесь мужчины порой вспоминают про равенство, когда им выгодно – в частности, это касается корпоративной среды. Конкуренция между мужчинами и женщинами в европейских странах одинаковая, и они могут даже использовать против нас грязные приемы. В Азербайджане, допустим, такого нет.
Зато в нашей стране имеются другие проблемы, о которых мы можем судить по новостям. Мне очень больно видеть, что в 2022 году, когда мир уже думает о метавселенных и полетах на Марс, в Азербайджане все еще имеют место случаи бытового насилия над женщинами. Но дело в том, что это происходит и в других странах, просто не везде освещается.
В данный момент я участвую в конкурсе Talent Night TEDx Amsterdam Women, главный приз в котором – место одного из спикеров TEDx. Изначально вместе со мной заявку на конкурс подали около 90 человек, из которых было отобрано 20. Я прошла этот отбор. У нас была сессия с коучем, после чего нас попросили записать видеопитч. В своем видео я затронула тему того, почему в Web 3.0 нужно больше женщин и почему так важна репрезентация этих женщин в медиа.
На этом этапе половина участников будет отсеяна, а 10 оставшихся поделятся вживую своими идеями на специально организованном мероприятии в сентябре. И, наконец, будет отобран один человек, который получит возможность выступить на сцене самого TEDx в декабре. Конкуренция очень серьезная, и выиграть может любая участница, но мне в любом случае будет приятно уже то, что я смогла пройти половину пути!
«Голландские женщины не зациклены на своей внешности как азербайджанки…»
Конечно, жизнь в Амстердаме сильно отличается от жизни в Баку, она имеет как свои плюсы, так и минусы. Например, учитывая, что здесь не такая теплая погода, проходив всю весну в куртке, я очень скучала по бакинскому солнцу. Как и любой мигрант, я тоскую по семье. Все остальное в нынешней жизни меня устраивает.
Многих мигрантов смущают гей-парады, которые тут периодически проходят. Другие плохо смотрят на кофе-шопы, где открыто продается марихуана. На самом деле эти места больше посещают туристы – местным же они не особо интересны, как и мне, хотя против их существования я ничего не имею.
Мне очень нравится в Амстердаме то, что здесь все заняты своей жизнью. Было непривычно осознавать, что на тебя никто не смотрит, когда ты идешь по улице. В Баку на тебя смотрят абсолютно все – неважно, с восхищением или осуждением. А здесь этого нет, и ты ощущаешь приятное чувство свободы. Ты можешь жить, как тебе хочется, и никто не будет распространять о тебе сплетни, обсуждать за спиной.
Также отличие в том, что в Баку женщины загнаны в очень жесткие рамки в плане красоты. С одной стороны, хорошо, что у нас принято ухаживать за собой, но с другой стороны, когда твоя внешность – это единственный критерий, по которому тебя оценивают, становится обидно. Голландские женщины, допустим, не настолько зациклены на своей внешности.
Зато азербайджанцы более теплые. Голландцы тоже готовы помочь тебе, когда нужно, но в целом они держатся на расстоянии. Поэтому я много общаюсь здесь с азербайджанцами – с ними можно поговорить по душам. Бытует мнение, что «с европейцами сложно говорить по душам» и я считаю, что оно вполне оправдано. У наших народов просто разные культурные особенности и менталитет.
В Амстердаме нет никакой дискриминации в отношении эмигрантов. Я знаю, что не во всей Европе так, поэтому, наверное, не смогла бы жить в другой стране. Голландцы вполне лояльно относятся к эмигрантам, возможно потому, что сами не очень любят работать и хотят, чтобы люди приезжали из других стран и работали за них (смеется). К тому же, это выгодно для страны, ведь мы платим огромные налоги.
Также в Нидерландах и в целом в Европе корпоративная культура отличается от нашей. Здесь все более расслабленно, отсутствует микроменеджмент. В Азербайджане менеджеры любят следить за каждым твоим шагом, и это создает напряженную рабочую обстановку. В Европе у тебя более гибкий график, ты можешь половину недели работать из дому, и никто не спросит, чем ты сейчас занят. Ты можешь работать хоть час в день, главное – принести пользу компании. И еще мне очень нравится здесь то, что я могу написать напрямую СЕО, дать свои предложения по улучшению компании, и это будет воспринято абсолютно нормально.
В Азербайджане в последнее время корпоративная культура тоже развивается в лучшую сторону – структуры становятся более гибкими, а иерархия более плоской. Но уровень все равно еще не дотягивает до европейского.
«У азербайджанцев в Амстердаме потрясающая репутация…»
Приятно, что голландцы знают, где находится наша страна. Допустим, когда я работала с американцами, они даже не знали о ее существовании. А голландцы знают – кто-то по “Евровидению”, кто-то по Формуле-1… И они постоянно задают вопросы, пытаясь узнать больше об Азербайджане.
Помимо этого, Азербайджан в Европе стали узнавать и по недавней победе в Отечественной войне. Здесь практически все на нашей стороне. Они считают нашу победу справедливой, и их поддержка, конечно, очень приятна.
Еще меня удивило и порадовало то, что у азербайджанцев здесь просто потрясающая репутация (улыбается). Я постоянно слышу от голландцев: «Нам уже доводилось работать с азербайджанцами – они такие умные и трудолюбивые!» В Нидерландах на самом деле очень много представителей нашей нации и, в основном, все они – высококвалифицированные работники.
Кроме того, наши специалисты сильно отличаются от местных. К примеру, голландцы в 5 часов, после окончания рабочего дня, покидают офисы и становятся недоступны по рабочим вопросам. Мы же привыкли работать допоздна и всегда находимся на связи. Это одна из черт азербайджанцев, которые здесь очень ценятся.
Я рада видеть, что в Азербайджане в последнее время можно наблюдать развитие и в области технологий, и области решения гендерных проблем. Создается много технологических стартапов, на уровне государства реализуются разные проекты в поддержку женщин. Многих людей, которые уехали из Азербайджана, упрекают за то, что они живут себе в комфорте вдали от родины и ничего для нее не делают. Но мне бы очень хотелось стать частью технологического прогресса в Азербайджане, и в дальнейшем я обязательно буду работать в этом направлении.