Индустрия красоты Баку: что ожидает бизнес и клиентов?
Карантинный режим сказался на всех сферах экономики, и индустрия красоты (парикмахерские, косметологические услуги, СПА и т.д.) оказалась одной из наиболее пострадавших сфер.
Как известно, с 30 марта 2020 года решением Кабмина АР были введены дополнительные ограничения карантинного режима, согласно которым деятельность этих объектов была запрещена. Деятельность этой сферы в онлайн-режим перевести невозможно, поэтому бизнес терпел значительные убытки.
Луч надежды на скорое послабление режима забрезжил на прошлой неделе, когда Оперативный штаб при Кабмине официально объявил о частичном смягчении карантинного режима в Азербайджане с 27 апреля. И, несмотря на то, что в списке сфер, деятельность которых возобновилась с понедельника, салонов красоты не было, многие уже предрекают их открытие с 4 мая – срока, до которого был официально продлен режим карантина.
Читайте также:
Выжить после COVID-19: отельный и ресторанный бизнес вчера, сегодня и завтра - ФОТО
С чем сталкивается азербайджанский туристический бизнес в период пандемии
Некоторые салоны красоты уже даже публикуют объявления о предварительной записи на первый день работы, ссылаясь при этом на распространяемые в соцсетях скрины «плана поэтапного выхода из карантинного режима». И хотя Оперативный штаб не подтверждает, что с 4 мая индустрия красоты однозначно начнет вновь работать, и рекомендует всем опираться в своих выводах исключительно на сайт Кабинета министров Азербайджана, люди продолжают ждать и надеяться на лучшее.
И мы решили выяснить, как представители индустрии красоты пережили сложный период карантина и с какими ожиданиями будут из него выходить.
Мы задали всем нашим собеседникам несколько вопросов:
- Как вы расцениваете поддержку государства, оказанную бизнесу? Какие вопросы она позволила решить?
- Как будут работать салоны после выхода из карантина и в постпандемийный период? Будут ли какие-то изменения в ценовой политике, услугах и требованиях как к персоналу, так и к клиентам?
- Если салоны откроются, но выход из дома для многих останется возможным только посредством получения SMS-разрешения, как это скажется на графике работы?
- Каковы перспективы развития индустрии красоты в постпандемийный период, и какие в ней будут изменения? И что должны сделать владельцы бизнесов, чтобы они развивались?
Эльнара Нахмедова, владелица сети салонов Beauttech
- В нашей компании все сотрудники оформлены официально (часть – штатные сотрудники, часть – работают по контракту), поэтому мы получили поддержку от государства. Контрактники получили компенсацию в виде возврата налога за весь 2019 год, что составило сумму от 250 до 500 манатов, для штатных сотрудников мы пока в ожидании получения компенсации зарплат за апрель.
Что касается помощи самой компании, нам дали отсрочку по кредитным и налоговым выплатам. С арендодателями мы договаривались сами, и большое им спасибо за то, что они вошли в наше положение и дали нам отсрочку.
В Beauttech с первого дня существования придерживались самых высоких требований к санитарно-гигиеническим нормам, поэтому нам не придется подстраиваться под какие-то новые для нас нормативы. Если от государства поступит требование как-то проверять и наших клиентов (измерять температуру, например), мы готовы их выполнять.
Многих, конечно, интересует, изменятся ли у нас цены в сторону роста, поэтому могу с уверенностью сказать, что нет. Кроме того, существующая у нас программа лояльности для наших постоянных клиентов продолжит свое существование.
Мы сейчас в ожидании начала работы, потому что по имеющейся у меня информации, индустрия красоты должна начать работу в ближайшее время. А вот что касается наличия времени у наших клиентов ничего сказать не могу. Это будет зависеть от того, отменят ли систему SMS-разрешений.
В целом я настроена оптимистично, потому что думаю, что салонный бизнес в период постпандемии выживет. Думаю, что мы не очень пострадаем, особенно, в первое время, то есть, в посткарантинный период.
Однако перспективы дальнейшего развития, конечно, непростые. Во многих странах ожидается экономический кризис, и если нечто подобное случится и с нами, все это скажется на доходах людей. И, как следствие, они будут меньше ходить в салоны. Это, знаете, как звенья цепи. Мы планировали в 2020 году открытие новых филиалов нашей сети, были и другие планы по развитию, но в силу сложившихся обстоятельств мы были вынуждены все это приостановить и заморозить. Возможно, если государство предложит предпринимателям какие-то льготные условия для развития бизнеса, можно будет рассчитывать на светлое будущее.
Насир Бабаев, стилист салона Mon Caprice
- К сожалению, наш салон помощь от государства похоже не получил. Я работаю в штате, но остался без зарплаты, и мне повезло, что были какие-то сбережения. Могу сказать, что трудности начались еще до запрета на деятельность салонов, когда нам разрешили работать только несколько часов в день. Уже тогда количество клиентов значительно снизилось, они просто не успевали к нам прийти.
Так что мы уже полтора месяца без работы вообще, ведь даже на дом к клиентам ходить мы не имели права из-за опасности заражения коронавирусом COVID-19.
Конечно, все мы ждем открытия салонов, ждем наших клиентов. Думаю, что проблем с посещением не будет, потому что на протяжении всех полутора месяцев нам постоянно звонят и спрашивают, когда же, наконец, можно будет хотя бы сделать стрижку. А вот насчет цен я не уверен, ведь цены на всю продукцию, с которой мы работаем (по уходу за волосами), однозначно повысятся. Так что, возможно, и цены на наши услуги тоже станут выше.
По поводу санитарно-гигиенических норм – мы установили в салоне санитайзеры, работали в масках, перчатках и даже измеряли температуру как персоналу, так и клиентам еще до закрытия салона. Так что не думаю, что с этим будут проблемы. Лишь бы начать снова работать. Правда, если SMS-разрешения не отменят, клиентам будет сложно к нам попасть, ведь на все про все отводится всего три часа, а этого времени не хватит ни на что, разве что на обычную стрижку.
Вообще же я уверен, что индустрия красоты жить будет. Но многое зависит от поддержки государства.
Этери Кязымова, врач-косметолог в медицинском центре INAM
- К сожалению, помощи от государства в нашем случае ждать не приходилось, потому что мы относимся к клинике, а они де-юре не закрывались, а де-факто почти не работали. Хотя при этом мы провели все необходимые санитарно-гигиенические мероприятия, и прошли проверку СЭС (санитарно-эпидемиологической службы). Но я знаю, что эстетические центры поддержку от государства получили и смогли выплатить сотрудникам зарплаты, как и салоны, которые, к слову, СЭС проверять права не имеет, и в этом есть некая нелогичность, причем, как в период пандемии, так и до него. Вопрос об этом поднимался не раз, но думаю, что сейчас – именно то время, когда на него стоит обратить внимание. Ведь многие салоны красоты включают в перечень услуг и инъекционную косметологию, а вот проверкой соблюдения ими санитарно-гигиенических норм, получается, никто не занимается.
Так что мы очень надеемся на поддержку государства, как и многие другие медклиники. Ведь нам тоже нужно поддерживать персонал, и мы продолжаем исправно платить всем зарплату. В нашей клинике тоже введен свой карантинный режим. Это значит, что в зале ожидания не допускается присутствия ни пациентов, ни сотрудников, а прием осуществляется строго по записи. Что касается услуг косметологов, мы тоже надеемся, что в ближайшее время нам разрешат работать.
Однако развития в ближайшее время мы не ждем, более того, мы готовимся к спаду. Ведь пациенты будут ограничены в финансах, и будут, соответственно, ждать от нас понижения цен. А мы пока этого обещать не можем.
Как косметолог могу сказать, что у меня сорвалось несколько поездок на международные конференции и конгрессы по повышению квалификации, однако плюс в том, что на некоторых из них можно поучаствовать онлайн – они перешли в режим вебинаров. Однако таким образом можно будет получить лишь теоретические знания, а вот практической части ждать придется долго.
Я уверена, что нашу сферу ждут изменения, а также в том, что большое количество случайных людей в ней вынуждены будут уйти из этой профессии. Возможно, это к лучшему.
К плюсам всего этого сложного периода карантина в частности и пандемии вообще я бы еще отнесла такой важный нюанс, как очень заметное изменение отношения общества к представителям врачебной профессии. Это просто вдохновляет.
Руфат Бадиров, директор сети салонов Face Studio
- Судя по всему, карантин приходит к логическому завершению, мы уже видим его смягчение. На примере других стран могу сказать, что Азербайджан прошел этот период легче всех, так как самый строгий карантинный режим был введен у нас на период чуть больше месяца. Все это стало возможным благодаря мудрой политике нашего государства и вовремя принятым мерам.
Конечно, мы надеялись на поддержку государства, но, откровенно скажу, не ожидали, что эта поддержка будет настолько ощутимой. Ведь всем, кто исправно платил налоги, государство перечислило довольно внушительную сумму. Благодаря этому все 10 филиалов, входящих в нашу сеть, смогли, что называется, остаться на плаву: сотрудникам перечислили половину зарплаты (при том, что они сидят дома), закрыли текущие расходы, оплатили кредиты и т.д.
Я бы еще хотел отметить работу банков в этот тяжелый период, которые пошли малому и среднему бизнесу на большие уступки.
Также я был очень рад поддержке со стороны арендодателей. Я сравнивал эту ситуацию с печальным опытом арендаторов в других странах (России, США), и могу сказать, что наши арендодатели проявили себя с самой лучшей стороны. Если в других странах никто ни к кому никакой лояльности не проявил, то наши арендодатели проявили понимание и дали нам отсрочку по выплатам за аренду. Это, на мой взгляд, говорит о плюсах нашего менталитета, о том, что наши люди могут понять и войти в положение.
Что касается каких-то изменений в нашей работе, не думаю, что что-либо изменится глобально. Цены мы повышать не будем, как не повышали их и во время уже пережитых нами кризисов. Надо понимать, что в связи с пандемией и экономическим кризисом у многих наших клиентов может снизиться уровень доходов. И было бы неправильно повышать цены на наши услуги. Мы уже проходили такие периоды, и уверен, сможем выстоять и сейчас. Хотя, безусловно, наши расходы возрастут, ведь даже цены на маски и перчатки, которые необходимы нам для работы, уже стали выше. А одних только масок для обеспечения всех наших салонов нужно порядка 1000 штук. Но мы не хотим, чтобы количество посетителей в нашей сети снижалось, поэтому цены повышать не планируем.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм для любого уважающего себя салона должно быть нормой вне зависимости от пандемии. Так что особых изменений в этом плане у нас не будет, мы всегда проводили плановую дезинфекцию раз месяц на каждом из наших объектов. Потому что на первом месте у меня – здоровье моих же сотрудников. Учитывая же поскарантинный период, мы будем проводить дезинфекцию чаще. Если будут нужны какие-то дополнительные меры, уверен, что государство даст нам дополнительные рекомендации, которые мы будем выполнять.
При всем при этом, ожидания у нас, скорее, реалистичные. В первые 10 дней, безусловно, будет бум, потому что все это время нам пишут наши клиенты, и все ждут открытия салонов. Многие ждут эпиляции, мужчины в основном ждут стрижки. Конечно, если не отменят разрешения на выход посредством SMS, работать будет сложно, ведь некоторые процедуры длятся намного дольше. Думаю, что этот вопрос как-то будет решен
Но спустя дней 10 после возобновления работы, скорее всего, месяц-два будет тяжело, потому что наши клиентам будет просто сложно. За период карантина у многих снизились доходы, кто-то набрал долгов.
Но мы и к этому готовы. Хотя знаю, что этот спад будет тяжелым, особенно, для маленьких салонов красоты и парикмахерских. Думаю, что многие из них будут вынуждены закрыться.
Но при этом я все же надеюсь, что спустя два месяца все встанет на свои места. Однако владельцы бизнеса при этом должны не просто сидеть и ждать перемен, а адаптироваться под новые обстоятельства. Ведь кризис, как известно, это всегда новые возможности.
Эльмира Меджидова, генеральный директор первого франшизного проекта в Азербайджане, центра красоты «Ambassade de la Beaute»
- Я считаю, что сам факт поддержки государства в этот момент, когда бизнес фактически не работал, - был очень важным, своевременным и стимулирующим. Это позволило нам выплатить зарплаты всем нашим сотрудникам.
Что касается вообще периода вынужденной приостановки работы, то я думаю, что месяц карантина – это не такой и долгий срок. При определенном ракурсе на это можно посмотреть как на отпуск. И хотя бизнес, безусловно, пострадал, я стараюсь во всем искать плюсы. Во-первых, месяц – это не три, и не полгода, чтобы невозможно было потом восполнить все потери.
Во-вторых, многим этот период дал понять, что необходимо адаптироваться и каким-то образом продолжать работу. Скажем, мы стали проводить консультации онлайн, а также проводить вебинары и прямые эфиры на интересующие наших клиентов темы. Плюс ко всему мы осуществляем доставку нашей косметологической продукции на дом клиентам и даже смогли внедрить программу лояльности, предоставив постоянным клиентам скидки.
Ожидания от будущего у меня вполне оптимистичные. Я думаю, что все люди, что называется, «перезагрузятся». Мы попали на мель, образно говоря, и надо понимать, что порой обстоятельства от нас не зависят. Этот период, как это ни жестко звучит, показал, кто на что способен. Я, как уже сказала, провожу вебинары для пациентов, косметологов и врачей, а также продолжаю учиться сама.
Конечно, после выхода из карантина нужно будет многое изменить. Но в нашем случае это касается только увеличения количества проводимых дезинфекций, потому что санитарно-гигиенические требования в нашем салоне всегда были высокими. Не думаю, что нужно будет как-то проверять наших клиентов, ведь все они – взрослые сознательные люди. К слову, уверена, что подход клиентов к выбору салонов красоты и эстетических центров тоже изменится, они станут более требовательными именно к соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Что касается цен, то после выхода из карантина наш центр красоты не планирует изменения ценовой политики. Напротив, мы уже подготовили целый ряд предложений, акций, а также новых видов антистрессовых процедур.
Но мы возобновим работу только тогда, когда официально будет объявлено о том, что можно вновь работать в прежних условиях. Мы и сами люди сознательные, у нас у всех семьи, и выходить на работу на три часа, чтобы успеть принять клиентов, приходящих по SMS, считаем немного неправильным. Так что, наш центр начнет работу, когда официально можно будет вернуться к прежнему графику, с 10 утра и до последнего клиента.
В целом любой кризис я всегда рассматривала как толчок для нового развития. Поэтому, как я уже сказала, наш центр красоты уже подготовил множество новых программ, направленных на оздоровление наших клиентов. Кроме того, мы начнем чаще проводить различные онлайн-эфиры. К примеру, в период нашего вынужденного сидения дома один из вебинаров назывался «Кожа на карантине», в котором я рассказывала, как правильно ухаживать за кожей в домашних условиях. Ведь есть люди, которые не выходили из дома вообще, а это значит, их кожа не получала должного объема кислорода, нарушался метаболизм и так далее. Так что мы собираемся ввести множество новых программ по уходу за лицом и телом, среди которых есть и секретные нововведения.
Я рассматриваю эту ситуацию как вызов. Уверена, что очень многое зависит от того, как относиться к ситуации. Жаловаться же в условиях, когда нас попросили всего месяц посидеть без работы, при этом оплатив нам большую часть наших расходов, я считаю вообще абсурдным.
Заключение
Ну, а мы все ждем с нетерпением открытия салонов красоты, что видно даже из комментариев в социальных сетях. Будем надеяться, что все оптимистичные прогнозы наших собеседников сбудутся, а все советы и пожелания будут услышаны.
Натали Александрова