«Затравили до смерти в бакинской школе»: Скончалась девочка, бросившаяся с третьего этажа – ФОТО – ПОДРОБНОСТИ
Субботнее утро началось с печальной новости – в реанимации Клинического медицинского центра скончалась ученица 8-го класса средней школы №162 Элина Гаджиева, два дня назад бросившаяся с третьего этажа школы.
Хотя вначале сообщалось, что у девочки сломана только нога, и ее жизни ничего не угрожает, врачи не смогли спасти ее… Почему – установит следствие.
Как сообщили 1news.az в пресс-службе Министерства здравоохранения Азербайджана, причиной смерти девочки стали закрытая черепно-мозговая травма, тупая травма живота и грудной клетки, ушиб обоих легких, перелом правого 4-го ребра, компрессионный перелом 5-го грудного позвонка, уменьшение расстояния между 9-м, 10-м и 11-м позвонками, перелом костей таза, травматический спинальный шок (разрыв спинного мозга).
Прокуратура Сабаильского района Баку уже возбудила по факту уголовное дело по статье 125-й («Доведение до самоубийства»), назначена судмедэкспертиза, определяется круг подозреваемых. Как заявили 1news.az в прокуратуре, на данный момент одна из версий суицида – не сложившиеся отношения девочки с другими учениками в новой школе.
Нисколько не ставя под сомнение версию прокуратуры, нам хочется отметить, что обтекаемая формулировка «не сложившиеся отношения с другими учениками в новой школе» ни в коей мере не отражает те масштабы личностной трагедии, той травли, с которой столкнулась 14-летняя девочка в 162-й школе. Но об этом в беседе с 1news.az открыто сказала известная детская правозащитница, председатель Союза детей Азербайджана Кямаля Агазаде.
«В школе девочку травили, гнобили. Она вела дневник, сейчас в рамках расследования его изучают, и многое выяснится. Я вчера была у девочки дома, говорила с ее мамой. Элина не состояла на учете, и их семья не состояла на учете как проблемная. Да, у матери второй брак, но разве это делает семью проблемной? Девочка училась в 162-й школе третий год, и ее мать несколько раз обращалась к директору с жалобой, что старшеклассники преследуют ее дочь. Но толку не было. А школьный психолог в ответ на жалобы посоветовал Элине… перекрасить волосы!
Естественно, на фоне всего этого у девочки были психологические проблемы, но в школе никто этим не занимался. Яркий пример – только сейчас выяснилось, что с сентября девочка, утром идя в школу, на самом деле не посещала ее, прогуливала занятия. И никто - ни классный руководитель, ни другие учителя - на протяжении этих месяцев не позвонил ее матери и не сообщил, что Элина не приходит в школу! Никому это оказалось не нужно…
Читайте по теме:
Прокуратура Баку и управление образования о смерти ученицы школы №162
Вот откуда начинаются проблемы. Куда смотрит комиссия по делам несовершеннолетних Исполнительной власти района? А ведь это уже третья попытка суицида в этой же школе. Родители написали, что еще одна девочка по имени Алина перерезала себе вены. То есть за детьми в школе №162 не следят. Элину в школе обзывали «пейсяр», «лесбиянка». Педагоги обо всем знали, но они своих учеников не защищают.
Все говорят - куда смотрит полиция? А я спрашиваю - а школа куда смотрит? Врачи что делали? В больницу в реанимационную палату к Элине не пустили мать, зато пустили классного руководителя вместе с какой-то родительницей.
Я думаю, что девочка скончалась не сегодня днем, а еще ночью, ее просто подключили к аппарату. Мы послали волонтера в Клинический медицинский центр.
Школу №162 после ремонта в 2016 году открывал господин Президент. Там были созданы все условия. Так почему же директор и учителя не могут наладить учебно-воспитательную работу? То же самое в больнице – привезли девочку с переломом ноги, а она через два дня умерла. А ведь государство на свои средства оснащает больницы новым оборудованием. Но где же результат?», - возмущается К.Агазаде.
Действительно, ситуация странная – ведь буквально накануне заведующий хирургическим отделением Клинического медицинского центра Адиль Салахов заявил родным девочки, что она идет на поправку. «Состояние ребенка стабильное, она идет на поправку, серьезных травм нет. Завтра утром мать Элины пропустят к больной», - сказал врач. И действительно пропустили – вот только к трупу дочки…
В свою очередь, мать покойной девочки Севиль Гаджиева рассказала Media.аz, что Элина совершила суицид из-за травли со стороны одноклассников и старшеклассников. «Она выпила целую упаковку таблеток «Кетотифен» и выбросилась из окна. Все наши проблемы начались почти год назад. Ребенок стал приходить из школы в расстроенных чувствах. Она ложилась на кровать и начинала плакать, ничего при этом не рассказывая. Позже я узнала, что над дочерью в школе издеваются: «Я три раза ходила в школу, жаловалась директору Севиндж Аббасовой. Говорила, что мою девочку ударяют, унижают, на что она мне ответила: «Вы меня достали». Но в школе установлены камеры видеонаблюдения, и на кадрах видно, как ее дочь пинают, дают подзатыльники.
Раньше моя дочь училась в школе №203. Но поскольку мы живем ближе к школе №162, пришлось перевести ее туда. Я думала, ребенку так будет проще и ближе. Тем более, что у меня еще двое маленьких детей. У моей дочери было сильное внутричерепное давление. Поэтому ей категорически нельзя было нервничать. Раньше она была совершенно спокойным ребенком, а потом стала агрессивная, многое скрывала, чтобы я не ходила в школу жаловаться.
Недавно Элина перекрасила волосы, сначала в светлый цвет, затем в красный. Школьный психолог вместо того, чтобы помочь, придиралась к цвету ее волос.
Моя дочь прекрасно общалась с родным отцом, была в хороших отношениях со своим отчимом. Я не знала, но, оказывается, дочь пожаловалась своей подруге на то, что учитель биологии Лейла Михайловна грубо обращалась с ней. Я пыталась поговорить с учителем, но она не ответила на звонки. Кроме того, однажды подруга Элины рассказала заведующей учебной частью Лале Арифовне о том, что мальчики из 10-11-х классов азербайджанского сектора несколько раз давали пинки моей дочери и подговаривали других, чтобы те не общались с ней. Оскорбляли ее. Завуч попросила подружку дочери не говорить нам об этом и обещала разобраться. А классный руководитель Чимназ Гаджиева ни разу не позвонила и не спросила о том, где моя дочь, почему она не посещает занятия. Когда она надевала браслеты и сережки, учителя тут же реагировали, а на агрессию по отношению к моей дочери и невоспитанность школьников закрывали глаза», - говорит убитая горем мать…
В этой поистине ужасной истории много белых пятен и возникает множество неприятных для учителей, госструктур, да и всего общества вопросов. Первый, и самый главный – почему в школе к девочке было проявлено такое преступное, не побоюсь этого слова, равнодушие? Почему учителя, зная, что девочку травят старшеклассники, пинают ее, не приняли меры? Почему не сообщили родителям, что Элина пропускает занятия? Ведь девочка, получается, гуляла по улицам, могла стать жертвой педофила, попасть под машину – и все потому, что боялась идти в школу, где ее фактически избивали!
Второй вопрос – куда смотрела охрана школы, директор, классный руководитель, завуч? Третий - все ли было сделано врачами для ее спасения?
Сейчас директор школы №162 Севиндж Аббасова, вызванная в прокуратуру, отказывается от подробных комментариев (хотя мы готовы опубликовать ее мнение). Учителя, которых мать Элины обвиняет в попустительстве, издевательстве над дочкой, тоже молчат. Школа ограничилась лишь соболезнованием, которое в соцсетях уже назвали лицемерным. Остается дождаться реакции Министерства образования и надеяться на проведение тщательного расследования в школе, где явно «что-то пошло не так».
…На месте Элины мог оказаться ребенок каждого из нас – маленький, уязвимый в своем переходном возрасте, не имеющий жизненного опыта, чтобы справиться с гнетом проблем, не сумевший противостоять насмешкам и унижениям… Девочка нашла выход в смерти, причем, в смерти демонстративной – не дома, а в школе, тем самым выразив свой ярый протест, к сожалению, оказавшийся прощальным…
Именно поэтому смерть 14-летней Элины Гаджиевой не должна остаться просто трагедией в школе. Нет, она должна стать уроком, предостережением всему обществу, показать, что в системе образования, воспитания и социально-психологической защиты детей есть огромные пробелы, которые и приводят к подобным смертям. И только устранение этих проблем, искоренение преступного равнодушия к детям может предотвратить очередные трагедии.
Тимур Рзаев, Г.Р.