Константин Габашвили: «Старая болезнь России, когда ей кажется, что свою самобытность она может доказать только идя против всех»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Парламента Грузии, председателем парламентского комитета по внешним отношениям Констатином Габашвили
- 4 марта в самопровозглашенной Республике Абхазия проходили парламентские выборы. Каково Ваше отношение к этим выборам и видите ли Вы в их проведении угрозу для Грузии?
Не думаю, что здесь какая-либо угроза для Грузии, ведь весь цивилизованный мир уже выразил свое отношение к этим "выборам". Такие известные европейские организации, как ЕС и СЕ, имеющие мировое значение государства, как США - не признали эти выборы легитимными. Более того, отдельно о своем не признании выборов объявили многие европейские страны. Но особенно хочу отметить официальное заявление МИД Азербайджана, также не признавшего данные выборы.
Ясно, что "парламентские выборы" в Абхазии проводились только с одной целью - вывести из себя руководство Грузии и спровоцировать на какую-либо авантюру. Но это не получилось.
Я считаю проведение "парламентских выборов" в Абхазии, откуда ранее было изгнано две трети проживавшего там населения - аморальным поступком, не соответствующим демократическим нормам и ценностям, принятым во всем мире.
С другой стороны, плюс я вижу здесь в том, что мы можем спокойно наблюдать за поведением в данной ситуации разных государств. И мы видим, как Россия, называющая себя фасилитатором переговорного процесса между грузинами и абхазами, приветствует проведение "парламентских выборов" в Абхазии. Это поведение еще более уменьшает моральное право России оставаться фасилитатором.
Кроме того, данные "выборы" стали для нас как бы лабораторным опытом по изучению ситуации внутри Абхазии. Мы видим, что полностью провалились выборы в Галльском районе Абхазии, несмотря на то, что Багапш лично приехал туда уговаривать местных жителей принять участие в "выборах". По нашим данным, вместо объявленных де-факто властями Абхазии 17 тысяч проголосовавших в Галльском районе, на избирательные участки пришло не более 3 тысяч человек.
Но самое интересное, "выборы" провалились не только в Галльском районе (что понятно, ибо большинство населения составляют этнические грузины), но и в Гагрском и Гумистинском районах, где сейчас грузины не живут. Туда пришло всего около 14% избирателей, когда необходимо как минимум треть. Это означает, что и самим абхазам надоели эти фарсы, именуемые выборами.
Помимо этого, там идут подковерные игры, связанные с борьбой кланов за представительство в "парламенте". Например, в "парламенте" должен был быть как-то представлен клан Ардзинбы. Но причине его плохого здоровья, сам он не мог избираться и в "парламент" прошла его супруга. Также в Абхазии есть клан сотрудника ФСБ Рауля Хаджимбы - вице-президента Абхазии и им тоже нужны места в "парламенте".
Подытоживая свой ответ на Ваш вопрос, хочу сказать, что нашей целью было показать мировому сообществу аморальность этих "выборов", добиться их осуждения и показать, что в этом вопросе только Россия идет против течения.
- Почему же Россия идет против течения?
Россия очень любит идти одна против течения. Вы знаете, это старая болезнь России, когда ей кажется, что свою самобытность она может доказать только идя против всех. Но что самое интересное, российская политика идти против всех комбинирует со страстным желанием, чтобы ее все любили. Иногда это у нее получается, иногда нет. Все зависит от страны и того, что нужно России от этой страны.
В отношении Грузии, Россия поступает так, дабы нас не считали нормальной страной, строящей свою собственную государственность. Подчинить Грузию российскому влиянию означает перекрыть все альтернативные транспортные и энергетические пути из Азии в Европу. Это и очередная истерика по поводу приближения НАТО к российским границам. Хотя эту истерику я считаю достаточно глупой затеей, ибо страны НАТО - это те страны, которые менее всего способны угрожать России. С некоторыми странами НАТО у России просто великолепные отношения: с Германией и Францией. НАТО - это не агрессивный, а оборонительный блок. Страны-члены НАТО хотят мирных, спокойных отношений со своими соседями. Поэтому НАТО - предсказуемо. Со странами НАТО Россия всегда может договориться, даже по самым мелким проблемам. Но, несмотря на это, Россия стремится окружить себя подчиненными государствами, от которых можно ожидать все, что угодно. Власти России зомбируют население трем, что НАТО - враг. Но почему враг, они не могут объяснить.
- Говоря об урегулировании грузино-абхазского конфликта, как Вы относитесь к неоднократным заявлениям де-факто президента Абхазии Багапша относительно того, что Абхазское руководство возобновит переговоры с грузинским руководство только после того, как официальный Тбилиси выполнит резолюцию СБ ООН по демилитаризации Кодорского ущелья?
Со времени принятия данной резолюции СБ ООН в Кодорском ущелье прошло уже много мониторингов со стороны международных наблюдателей, в том числе и российских и никаких воинских частей там обнаружено не было. Там находятся только полицейские, несущие обычную службу по обеспечению порядка на данной территории.
Но что касается неоднократных заявлений Багапша по этому поводу, то это доказывает некую тупость его мышления. Он неспособен отойти от шаблона и повторяется.
- В качестве модели для урегулирования грузино-абхазского конфликта, официальный Тбилиси предлагает самую широкую автономию Абхазии в составе Грузии. Вы не могли расшифровать, что подразумевается под термином "широкая автономия"?
Принципиальные вопросы внешней политики, таможенные сборы (они в настоящее время минимальны, так как Грузия - член ВТО), единая валюта и единый контроль над границами - это все, что официальный Тбилиси требует от де-факто властей Абхазии. Все остальное можно решать на месте. Абхазский язык уже признан вторым государственным языком Грузии и это отмечено в нашей Конституции. В Абхазии будет свой выборный законодательный орган с большими полномочиями, чем имеется в Аджарии. Абхазам будет предоставлены все условия для сохранения своего языка, культуры и обычаев. Мы готовы закрепить пост одного из вице-спикеров парламента Грузии за абхазом, по одному замминистру в каждом министерстве, по одному представителю в каждом посольстве за рубежом. То есть эти люди будет работать на Абхазию, на ее развитие.
Если же абхазы не согласны на такой план урегулирования конфликта, то нам остается еще раз заявить, что Грузия никогда не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии. Мы никак не можем отдать Южную Осетию, которую с Россией связывает всего лишь Рогский тоннель, и допустить присутствие российских войск всего лишь в 60 километрах от Тбилиси.
- Можно ли сейчас, после возвращения посла России в Грузию, говорить о потеплении грузино-российских отношений?
Не думаю. Просто за прошедшие два месяца они не ухудшились еще более и это само по себе уже хорошо. Что касается возвращения посла, то сам по себе этот факт хороший. Но не нужно забывать, что послом он стал только полтора месяца назад, а до того был только кандидатом в послы и не сошелся же весь свет клином на одной фигуре посла. Реальных улучшений отношений между Россией и Грузией пока нет. Мы, конечно же, понимаем, что России нужно какое-то время, чтобы прийти в себя после той антигрузинской истерии, что там творилась в последние несколько месяцев. Но идут переговоры по восстановлению авиасообщения между Россией и Грузией. А значит, следует ждать и возобновление выдачи виз. Я считаю, что если такие переговоры имеют место, то это уже хорошо.
Но с другой стороны, недавно наш министр иностранных дел это тоже отметил, что на своей пресс-конференции президент России Владимир Путин заявил, что грузинская пресса считает последние шаги российских властей по нормализации отношений с Грузией победой Грузии. Но это не соответствует действительности. Лично я не знаю ни одной такой статьи, где бы говорилось о победе над Россией. Это говорит об одном, что президенту России предоставляют неверную информацию. Я же точно знаю, что никто из грузинских политиков такого рода заявлений не делал. Да и как можно было говорить о победе над Россией, если отношения между нашими странами настолько ухудшились, что возможно было даже прекращение мирных отношений между двумя нашими странами.
- В последнее время новостью №1 стало высказывание представителя руководства США о возможности размещения американской РЛС на территории Кавказа. Насколько вероятно размещение этой РЛС в Грузии?
Ничего точно пока не известно. Не ясно даже, где будет размещаться этот радар: в Грузии, Азербайджане или Армении. Что касается Грузии, то к нам пока никто официально по этому поводу не обращался. Но если такое обращение к нам поступит, то я буду согласен. И здесь никакой опасности со стороны других стран я не вижу. К примеру, у Вас в стране уже много лет действует российская РЛС, следящая за базами НАТО в Турции и странах Азии. Но при этом у Азербайджана существуют хорошие отношения со всеми странами-членами НАТО.
Почему в Грузии не быть американской РЛС? А с Россией можно будет договориться.
- Насколько велико влияние США на процессы, идущие на Южном Кавказе в сравнении с влиянием России?
Я думаю, что не столь велико. Ведь Россия напрямую связана со всеми конфликтами на территории Южного Кавказа и задействована во всех мирных переговорах по их разрешению. Американцы в этом отношении уступают России. США поддерживают развитие демократии в наших странах, диверсификацию путей доставки энергоносителей на западные рынки в обход России.
Но напрямую они не замешаны в политических процессах, протекающих на Южном Кавказе. Хотя, мы очень благодарны американцам за помощь в реорганизации нашей армии, в создании первого батальона, успешно проявившего себя в Панкисском ущелье, очистив его от боевиков.
- Возможно ли в ближайшем будущем не только экономическая, но и военно-политическая интеграция стран Южного Кавказа между собой?
Я не вижу такой необходимости не только сейчас, но и в обозримом будущем. В настоящее время нам необходимо заканчивать с межэтническими конфликтами на Южном Кавказе, а потом, возможно мы изберем совсем другой путь развития региона: экономической зоны с открытыми границами. В случае опасности, мы, конечно, могли бы объединяться, но почему не в рамках НАТО? Все страны-члены НАТО чувствуют себя в этом блоке превосходно. Почему нам не пойти по примеру Балтийских республик, входящих сейчас в НАТО? Россия, в начале встретила их вступление в НАТО в штыки, а сейчас отношения России с этими странами нормализовались и иногда омрачаются словесными перепалками по поводу какой-нибудь статуэтки, которую прибалты хотят снести или перенести на другое место, или же замазать краской.
- Не лучше бы было странам Южного Кавказа остаться нейтральными странами, не вступать ни в какой военно-политический блок, учитывая то не простое геополитическое окружение: Россия и Иран?
Иран я сразу исключаю, так как не считаю его столь сильным игроком на мировой арене. А что касается России, то она только этого и ждет, чтобы мы были нейтральными, чтобы прибрать нас к своим рукам. Ведь и прибалтийские республики Россия в свое время просила не вступать в НАТО, оставаться нейтральными. Еще ранее Россия требовала соблюдение нейтралитета от Польши, Чехии и Венгрии. Это старая идея России: в начале нейтралитет, а потом - постепенное подчинение интересам России. В отношении стран Южного Кавказа нейтралитет может означать одно - постепенное превращение в составную часть Краснодарского края РФ.
- Как Вы оцениваете грузино-азербайджанские отношения на данном этапе?
Вы, наверное, удивитесь моей патетике, но наши отношения я назвал бы примерными для других. Это отношения союзников, соседей, братьев, принадлежащих к разным не только группам народов, но и религиозным конфессиям. Это удивительно, учитывая тот факт, что сейчас во многих странах мира существуют очень напряженные отношения между сторонниками ислама и христианства. В то же время наши отношения с православной Россией нельзя назвать столь же теплыми. Конечно же, я не могу сказать, что в грузино-азербайджанских отношениях все прекрасно. Несомненно, некоторые шероховатости присутствуют. Но они все отходят на второй и даже третий план перед исторической, культурной, геополитической общностью наших народов, а также личными отношениями наших двух молодых и энергичных президентов. Хорошие отношения сложились и на более низких уровнях власти.
- Чувствуется ли негативное влияние проблем азербайджанского меньшинства в Грузии и спорных территорий на отношения между Грузией и Азербайджаном?
Конечно, нельзя сказать, что грузино-азербайджанские отношения совсем безоблачны. Вы упомянули некоторые из проблем, к которым я со своей стороны добавил проблему грузинского меньшинства в Азербайджане. Но по-другому нельзя. Ведь даже между любящими друг друга мужем и женой случаются скандалы по разным поводам. Другое дело – как к этим проблемам относится: делать из мухи слона или же относиться как к естественным процессам, доставшимся нам в наследство от распавшейся Советской империи. Например, существует языковая проблема. И даже сейчас, несмотря на то, что Грузия и Азербайджан – независимые государства со своми государственными языками, русский язык был и остается языком межнационального общения. Тем не менее, необходимо знать и говорить на государственном языке. И тут речь не идет об изгнании русского языка, лишь о сложившихся реалиях, в которых Грузия и Азербайджан строят свои национальные государства. И для того, чтобы все население Грузии и Азербайджана овладело государственным языком, необходимо лишь время и упорная работа. То же касается спорных территорий, особенно, как наиболее важная для Грузии проблема монастыря Давида Гареджи. Эту проблему можно легко решить путем создание открытой туристической базы в районе монастыря без грузинских и азербайджанских пограничников. Можно также договориться и обменяться территориями. То есть все можно решить в цивилизованных рамках, было бы только желание.
А что касается степени влиятельности затронутых Вами проблем на межгосударственные отношения, то этого влияния практически нет. Если что-то и происходит на межнациональной почве, то, как правило, это бывают заранее подготовленные спецслужбами третьих стран провокации, направленные на привлечение внимания к этим проблемам и ухудшение грузино-азербайджанских отношений. И это уже факт, что почти всегда проблемные вопросы азербайджанцев Грузии поднимают и неправдоподобно раздувают не те азербайджанцы, что проживают в Грузии, а со стороны. А провокации, направленные на ухудшение двусторонних отношений нужны многим в этом мире. Многих выводит из себя та атмосфера взаимопонимания и добрососедства, братства, что сложилась между Азербайджаном и Грузией. Не секрет, что сейчас в мире идет геополитический передел сфер влияния на всем протяжении от Европы до Азии. А наши обе страны находятся как раз на перекрестке Европы и Азии. И если наши народы не будут связаны общими идеями, желаниями, ценностями, то мы никогда не станем развитыми европейскими странами, а будем просто обречены на вечные конфликты. Одним из основных связующих наши страны звеном стали трубы. Они как жизненноважные для организма вены, по которым течет кровь (нефть), от которой зависит процветание наших стран. Мы видим, как в последнее время благодаря нефти развивается Азербайджан. Да и Грузия, несмотря на отсутствие собственного нефти и газа, процветает за счет своего транзитного положения. И представьте только, что произойдет, если закрыть Грузию в качестве транзитной территории! Тогда не только Азербайджан, но и вся Центральная Азия окажется отрезанной от Европы. Поэтому Грузия играет не меньшую, чем Азербайджан роль в диверсификации путей энергопоставок на мировые рынки. И еще надо помнить, что это было бы неосуществимо без поддержки Европы и США.
Роман ТЕМНИКОВ, cобкор 1news.az в Грузии