Арзу Абдуллаева: «Во всем мире существует норма: журналиста нельзя арестовывать за его публикации»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Азербайджанского комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи, известным правозащитником Арзу Абдуллаевой
- Как вы оцениваете ситуацию с правами человека в Азербайджане на фоне изданных в последние годы указов о помиловании, принятых амнистии и законодательных актов по данному вопросу?
- Как правозащитник я за эти годы сталкивалась со множеством несправедливостей, и поэтому ситуация с правами человека мне представляется вопиющей. Хотя многие, не имея достаточной информации, представляют себе положение иначе. Только те люди, чьи права попираются, начинают считать, что в Азербайджане законов нет и тому подобное. Граждане, ежедневно приходящие к нам с жалобами, начинают беседу с того, что в этой стране уважения к человеку нет, и каждому кажется, что ему хуже, чем всем остальным. Наиболее часто к нам обращаются те, у кого нарушены социально-экономические права, - проблемы с землей, отсутствие газа, воды или электричества, непосильная бедность. Среди этой категории больше всего тех, кто имеет проблемы с землей. Есть такие, кого за протесты против нарушения их прав несколько раз арестовывали.
- А конкретно?
- Например, житель поселка Забрат Хаджи Мехти Шамили. Два года назад он был без всяких оснований арестован. В то время группа жителей поселка уполномочила его защищать их земельные права, а это не понравилось местным властям. Против него организовали провокацию и незаконно арестовали под предлогом «нарушения общественного порядка». Я могу и продолжить этот перечень, но думаю, что этот пример дает наглядное представление об обстановке.
- А что бы вы сказали о ситуации со свободой слова и печати?
- И здесь положение крайне тяжелое. Как вам известно, за последние год-полтора один за другим арестованы несколько журналистов, и сегодня под стражей находятся 10 журналистов. Относительно восьми из них созданы комитеты защиты прав, поскольку эти люди пострадали сугубо за свою профессиональную деятельность, т.е. за публикации. Возьмем недавно арестованного Ганимета Захида – обвинение против него не укладывается в рамки логики. Как можно реагировать на арест человека только за то, что он сказал женщине «ты красива как цветок»? Это ведь абсурд, но конца этому театру абсурда не видно. К сожалению, и проблема политических заключенных у нас сохраняет остроту. Хотим мы того или нет, в Азербайджане политические заключенные есть. Должна также отметить значительную долю пыток среди фактов нарушений прав человека. Сегодня случаи пыток имеют место в отделениях полиции и в некоторых тюрьмах. Не радует и положение в армии, где часты случаи гибели военнослужащих и факты коррупции. Одним словом, положение с правами человека в нашей стране никак нельзя назвать удовлетворительным. Хочу остановиться на аресте редактора газеты «Толыши Седо» Новрузали Мамедова, который произошел уже давно. Пока приговора суда по этому делу нет, его обвиняют в издании газеты на полученные из Ирана средства и в ведении пропаганды против государства. Мы же, близко знакомые с Н.Мамедовым, хорошо знаем, что он был рядовым сотрудником Академии наук, и жил со своей семьей более чем скромно. Утверждения о том, что он получил где-то деньги и вел на них антигосударственную пропаганду, звучат неубедительно. Правда, мы не стали активно вмешиваться в это дело, ожидая решения суда, но имеющиеся у нас данные настраивают на пессимистический лад. Недавно безвременно умер от стресса сын Новрузали Мамедова, приехавший из Германии погостить в Баку. Второй сын Н.Мамедова, которому примерно лет 20, был во время посещения тюрьмы для передачи отцу посылки схвачен неизвестными, представившимися сотрудниками МНБ, которые увезли его куда-то и сильно избили. Здесь комментарии, как говорится, излишни. Кажется, что в Азербайджане действует группа диверсантов, делающих все возможное, чтобы страна выглядела в глазах мира как можно хуже, чтобы дискредитировать страну в глазах международных организаций. Более того, находятся такие, кто винит правозащитников в том, что они говорят о такого рода фактах. Выходит, они будут совершать свои преступления, а мы сидеть и смотреть. Не будет этого.
- Обращались ли вы относительно случая с сыном Новрузали Мамедова в правоохранительные органы? Кроме того, думаете ли вы обсудить с главой государства тему группы диверсантов, о которой упомянули, и в целом положение с правами человека?
- Относительно Новрузали Мамедова должна сказать, что есть комитет защиты его прав, который обращался в соответствующие инстанции и по его делу, и относительно случая с его сыном. Что до встречи с главой государства, то если такая возможность предоставится, мы не откажемся. Мы обращались к ряду официальных лиц с предложением обсудить проблему прав человека. Например, для обсуждения вопроса с журналистом Эйнуллой Фатуллаевым мы обратились к министру национальной безопасности. Какое бы обвинение формально против него ни выдвигали, каждому ясно, что он оказался в заключении за свои статьи. Во всем мире существует норма: журналиста нельзя арестовывать за его публикации. К сожалению, хотя после обращения к министру прошло немало времени, встретиться нам не довелось, и причина мне неизвестна. Однако мы периодически встречаемся с министром внутренних дел и генеральным прокурором, и это позитивный момент. Повторяю: если предоставится возможность встретиться с президентом республики или министром национальной безопасности, мы не станем уклоняться от диалога.
- Сколько сегодня в Азербайджане узников совести?
- Как председатель Комитета по свободе слова и печати Мониторинговой группы правоохранительных организаций могу сказать, что сейчас у нас трое признаны узниками совести: Эйнулла Фатуллаев, писатель Рафик Таги и главный редактор газеты «Санат» Самир Садагатоглу. Предполагаемый узник совести – Мирза Сакит, против которого выдвинуто очень серьезное обвинение – в хранении наркотиков. Вначале обвинение включало и распространение наркотиков, но потом этот пункт, к счастью, аннулировали. Хотя и нынешнее обвинение мы считаем абсурдным, ибо имеем данные о его полной беспочвенности. Поэтому М.Сакит также будет признан узником совести. Кроме того, если Ганимет Захид не будет освобожден, то организация «Международная амнистия» присвоит ему статус узника совести. Согласно международной норме, человек, признанный узником совести, должен быть немедленно освобожден без всяких предварительных условий. Мы со своей стороны проводим кампанию за освобождение наших узников совести.
- Как, по-вашему, следует ли ожидать освобождения арестованных журналистов до начала предстоящей зимней сессии ПАСЕ?
- Хочу в это верить. Считаю, что если у наших правителей логическое мышление возобладает над мстительностью, то этот вопрос будет быстро решен.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az