Новруз Мамедов: «Турецко-армянское сближение маловероятно»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом международных связей Администрации Президента Новрузом Мамедовым
- В последние дни президент Армении Серж Саркисян сделал несколько заявлений примирительного характера в адрес Турции. Кроме того, ведутся конфиденциальные турецко-армянские консультации. Что сулят эти процессы на будущее, в том числе и с точки зрения интересов Азербайджана?
- Прежде всего, необходимо указать, что процессы последних лет в нашем регионе, ознаменовавшиеся общим усилением сотрудничества и значительными политическими, экономическими и в сфере безопасности дивидендами Турции и Азербайджана, быстрое экономическое развитие Азербайджана и укрепление его авторитета в Евроазиатском регионе, не могут не заставить руководителей Армении задуматься. Особенно туманные перспективы экономического развития и фактическая изоляция Армении в плане международного сотрудничества побуждают ее к пересмотру внешнеполитического курса. Тем более что армянам свойственно подчеркивать свою полезность и необходимость в глазах тех, в ком они сами в данный момент нуждаются. Сегодня армянские лидеры ясно видят необходимость налаживания плодотворных связей со всеми соседями. В последних заявлениях президента Армении нетрудно заметить тенденцию к налаживанию взаимовыгодных связей и с Турцией, и с Грузией, и даже с Азербайджаном. Но первоочередное внимание отводится, безусловно, турецкому направлению. Это и естественно, ибо развитие отношений с западным соседом позволит Армении преодолеть экономический застой и добиться роста, получить шанс подключиться к крупным региональным проектам, а также прорвать международную изоляцию.
Вот почему в последнее время армянское правительство проявляет такой интерес к сближению с Турцией. Скажем, на днях премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что пора отказаться от антитурецкой риторики в пользу прагматической политики. Таким образом, армянская сторона рассчитывает добиться открытия границы с Турцией с тем, чтобы извлечь из этого политические, экономические и другие дивиденды.
- А какова позиция Турции?
- Полагаю, что турецкая сторона должна занять в этом вопросе всесторонне продуманную и выверенную позицию. Ведь в прошлом эта страна уже сталкивалась с предательством армян в тяжелейшие моменты. Конечно, ведение турецкой стороной переговоров с Арменией вполне логично и естественно, но есть опасность, что армянская сторона добьется своих неблаговидных целей. Давно известно, что армяне в Турции играют роль в своем роде пятой колонны, а если еще вдобавок откроется граница с Арменией, то угроза стабильности в стране может еще более возрасти. Учитывая все это, а также отношения тесной дружбы и стратегического партнерства с Азербайджаном, правительство Турции, считаю, не изменит свою позицию до справедливого урегулирования карабахской проблемы, как оно неоднократно и заявляло, и не пойдет на открытие границы.
- Возможен ли отказ Армении от давних утверждений о пресловутом «геноциде»?
- Если исходить из реальностей, то вряд ли. На определенный отрезок времени армянская сторона, пожалуй, может прекратить выступать с такого рода заявлениями, но спустя какое-то время, как это бывало и ранее, вернется к своей традиционной линии. То есть, возможен, в крайнем случае, сугубо временный пересмотр риторики из тактических соображений. Если армянская сторона действительно захочет улучшить отношения с Турцией, то последняя может сделать определенные шаги, но только с условием получения надежных гарантий. Я считаю, что турецкая сторона действует достаточно осторожно, а армянская стремится лишь скрыть свои истинные намерения. Так что, несмотря на видимые процессы, действительного сближения ожидать не приходится.
- В августе планируется провести очередную встречу сопредседателей с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Каковы ваши ожидания?
- Пока мне об этом ничего не известно. Но должен сказать, что нынешний президент Армении и в этом вопросе стремится создать впечатление некоего потепления в позиции своей страны. Я точно знаю, что здесь именно видимость. Поэтому говорить что-то конкретно можно будет лишь по окончании встречи. Кроме того, президент Армении ставит целью усилить свои внутриполитические позиции. Мне кажется, что армянам неплохо было бы и с Азербайджаном улучшить отношения.
Нам следует идти на такие переговоры с тем, чтобы точно знать позицию другой стороны. Позиция же Азербайджана, как не раз заявлял президент, остается неизменной и принципиальной, ожидаемых армянской стороной уступок не будет.
Кямиль Хамзаоглу