Ариф Кескин: «В настоящее время Азербайджан ближе Западу, чем Турция»
Эксклюзивное интервью 1news.az с ведущим сотрудником Центра стратегических исследований Турции, профессором политологии Арифом Кескином
- Накануне начался официальный визит президента Турции Абдуллы Гюля в Россию. Можно ли говорить о потеплении этих отношений?
-Эти отношения никогда не были плохими. Турция и Россия давно уже довели свои отношения до уровня стратегического партнерства. Во-первых, Турция является одним из устойчивых покупателей российских энергоресурсов, во-вторых, торговые отношения двух стран развиваются очень быстрыми темпами, и товарооборот между ними достиг 35-38 миллиардов долларов, а в этом году ожидается его увеличение до 50 миллиардов долларов, в–третьих, позиции двух стран совпадают по многим вопросам мировой политики. Все это обуславливает их сближение. Для Турции Россия - очень важная страна и в сфере политики, и в сфере экономики.
- То есть 20-е годы прошлого века повторяются?
-Я понял намек из вашего вопроса. В Азербайджане многие считают, что Турция, как в 20-е годы прошлого века, снова может предать Азербайджан. Но я так не думаю. Как вы знаете, Турция была очень слабой страной, часть ее находилась под оккупацией, она была раздираема внутренними распрями. Нынешняя же Турция - мощная страна с мощной экономикой и армией.
Большевистская Россия была тоже не той страной, какая она теперь. Россия сейчас слаба и экономически, и политически. Поэтому не думаю, чтобы Москва снова осмелилась задуматься о создании империи. Кроме того, Азербайджан тоже не слабое государство, у него сейчас имеется армия, развитая экономика. Так что я не стал бы проводить аналогий.
- А может ли когда-нибудь Турция задуматься о вступлении в СНГ и в ОДКБ?
-Нет, это из области фантастики. Правда, нынешнее правительство Турции способно на неординарные решения, но все-таки не считаю, что оно может пойти на этот шаг. Все будет зависеть от позиции США. Если Вашингтон признает «геноцид армян», то не исключено, что Турция сможет сменить свою внешнюю политику на 180 градусов. Но не настолько, чтобы стать членом СНГ или ОДКБ. Однако сближение с Россией в военной и в других областях будет идти только по нарастающей. Дело в том, что в Турции, в отличие от Азербайджана, Украины или прибалтийских стран, Россия рассматривается как дружественная страна, поэтому не думаю, что сближение Анкары и Москвы вызовет негативную реакцию в турецком обществе.
- Но Турция - член НАТО.
- Лидер этой организации - США, если они плюют в сторону одного из давних членов НАТО, могут признать «геноцид армян», то как должна вести себя Турция? Поэтому Анкара все свои внешнеполитические шаги будет делать исходя из создавшихся реалий. Я не исключаю, что сближаясь с Россией, Анкара делает предупреждение и Вашингтону, что она может от него отвернуться.
- Тогда в такой ситуации возрастает роль Азербайджана для Запада?
- В настоящее время Азербайджан даже ближе Западу, чем Турция. Но заменить Западу Турцию Азербайджану будет очень трудно. Вы маленькая, не имеющая выхода к открытым морям и потерявшая 20% своих территорий страна. Но это не значит, что Азербайджан в будущем не сможет стать надежным союзником Запада в регионе. Да, вы правы, в последнее время авторитет Турции на Западе очень резко упал, конечно, было бы хорошо, если бы Азербайджан смог восполнить эту нишу. Но это трудная задача, и я думаю, Азербайджан должен очень постараться в этом направлении.
-А вы ожидаете на фоне всех этих процессов ухудшения азербайджано-турецких отношений?
-Нет, это исключено. Даже между родными братьями иногда бывают разногласия, но наши узы насколько крепки, что это практически невозможно.
- Как вы думаете, Азербайджан должен продолжать дальнейшее движение в сторону НАТО и ЕС?
- Обязательно. Но он должен это делать так, чтобы не раздражать Россию и Иран. Азербайджан должен учиться на тех ошибках, которые допустили Украина и Грузия на этом пути. Вы должны выбрать такой путь интеграции в НАТО и ЕС, что бы он оказался для вас менее болезненным. В таком сложном геополитическом регионе Азербайджану действительно нужна надежная защита и этой защитой могли бы стать для него НАТО и ЕС. Помните, я тогда говорил, что Баку не должен портить свои отношения с еврейским лобби, вот в этом направлении вы могли бы воспользоваться и его услугами. Если Азербайджан сможет доказать свою верность Западу в этом регионе, то думаю, что он сможет себя обезопасить. Очень важно в этом вопросе, как Баку будет строить свои отношения с новой администрацией Обамы.
- Как вы считаете, Москва сможет уговорить Анкару отказаться от «Набукко»?
- На этот вопрос можно дать ответ после 24 апреля. Если США признают «геноцид армян», то «Набукко» не будет однозначно. Анкара не даст разрешения на строительство этого газопровода. Хочу сказать, что это будет не направлено против Азербайджана, а станет ответом Турции Западу за признание «геноцида». Но если в Вашингтоне возобладает здравый разум и он не пойдет на уловку армянского лобби, то думаю, этот проект будет иметь будущее. Тем более что Анкара всегда выступала за диверсификацию энергопроектов и она даст полную политическую поддержку «Набукко».
-А в вопросе Карабаха Турция будет последовательной, как вы думаете?
- Да. В этом вопросе ни Эрдоган, ни Гюль не смогут пойти против воли турецкого народа. Турецкий же народ считает азербайджанский братским народом. Впереди в Турции муниципальные выборы, поэтому ожидать каких-то решений от властей в вопросе Карабаха, которые могли бы пойти в ущерб интересам Азербайджана, не стоит.
Правительство Гюля и Эрдогана прекрасно понимает, что любое неверное движение в этом вопросе обернется против них. Но убеждать дальше Азербайджан с целью решить этот конфликт мирным путем и не возобновлять военных действий они будут.
Э.Р.