Две сенсации Хиллари Клинтон
Продолжающуюся первую поездку госсекретаря США Хиллари Клинтон сопровождающие ее журналисты назвали «слушательским турне» - в знак того, что другая, новая Америка прислушивается к своим партнерам, а не учит их жить и не действует односторонне.
Но госсекретарь при этом успела и кое-что сказать, и произвела в ходе этой поездки как минимум две сенсации. Речь идет о явном намерении пересмотреть позиции США по двум кризисным ситуациям в Азии, северокорейской и бирманской. Если диагноз подтвердится, то дело закончится новой азиатской политикой США. И это – еще до прибытия Клинтон в Пекин (от этой, завершающей, части ее поездки ожидают наибольших результатов).
Начнем с «бирманского узла». Хиллари Клинтон выступает в столице Индонезии Джакарте, на итоговой пресс-конференции. И говорит, что приходится признать: американская политика санкций против режима Бирмы (страна известна также как Мьянма) не принесла результатов. Поэтому администрация Обамы готова рассмотреть здесь новые идеи.
Речь не об одной стране, а о десяти – ключевом регионе Юго-Восточной Азии, региональной группировке АСЕАН, куда входит и Бирма. Речь также о классической для американской политике схеме: назначить в каком-то регионе «злодея» и создать этим кризис для всех его соседей, играя одновременно роль арбитра, судьи, палача и так далее. Кстати, эта схема была придумана не при Буше, а вовсе даже при Клинтоне, который Билл.
Дело не только в том, что политика американо-европейских санкций против военного режима Бирмы лишь устранила оттуда американский и европейский бизнес, ничуть не изменив политику в этой стране. Важнее то, что «бирманский провал» Вашингтона превратил США в нечто вроде страны-изгоя (в политике, не экономике) в Юго-Восточной Азии. Поскольку группировка АСЕАН весьма успешно взяла под защиту не очень любимый ею, но все же свой, режим в Бирме. Заодно в регионе усилились позиции Китая, Индии и России, которые поддерживают в этой истории АСЕАН, заодно развивая экономические связи с Бирмой.
И вот теперь госсекретарь сигнализирует, что этому приходит конец (хотя непонятно, какой будет новая политика). Сейчас интересно посмотреть, как будет себя ощущать целая команда из неправительственных организаций, которые обличали бирманских военных, подкармливали тамошних диссидентов, пытались спровоцировать там «цветные революции» и так далее. Это ведь деньги, и немалые, пусть и потраченные США впустую.
Одновременно Хиллари Клинтон посетила расположенный в Джакарте секретариат АСЕАН и сообщила, что непременно посетит региональный форум АСЕАН будущим летом в Таиланде. Кондолиза Райс постоянно обходила его стороной. И – а это совсем сенсация – поставит подпись в знак присоединения США к договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии.
А почему этой подписи там раньше не было – что, кстати, делало Америку второстепенным государством в регионе, на ступень ниже «подписантов» - России, Китая и прочих? Не было подписи из-за Бирмы, и из-за того, что договор говорит о принципе невмешательства в дела региона. То есть теперь Америка с невмешательством готова согласиться.
А вот и сенсация номер два, корейская. Прозвучала она довольно приглушенно - и не в Сеуле, куда Клинтон приехала из Джакарты, а в интервью американским журналистам накануне всей поездки, еще на Аляске. «Внутри разведывательного сообщества идет спор о размерах программы Пхеньяна по обогащению урана», заявила она, добавив, что рамочное американо-северокорейское соглашение 1994 года (соглашение Билла Клинтона) было разорвано Вашингтоном именно из-за подозрений насчет урана. И, продолжала она, после этого северные корейцы начали перерабатывать плутоний, «а результат – что у них сейчас есть ядерное оружие, которого не было раньше».
Приходилось неоднократно писать, что весь корейский кризис был спровоцирован заведомо вымышленными обвинениями в адрес Пхеньяна насчет секретной урановой программы. То была точная копия того, что произошло с Саддамом Хусейном, которого обвиняли в разработке оружия массового поражения. Те обвинения оказались ложными, хотя Саддаму и Ираку это не помогло. Северной Корее – и самим себе - помогли Южная Корея, Китай и Россия, организовавшие шестисторонние пекинские переговоры (с США и Японией). Ирака из КНДР в итоге не получилось, хотя нового рамочного соглашения, как в 1994 году (помощь в обмен на отказ от ядерных программ) пока тоже нет, Пхеньян замер в полушаге от него и ждал ухода Буша.
Госсекретарь Клинтон, конечно, высказалась на эту тему очень изящно и уклончиво. Но смысл все равно ясен. Надо ждать новой корейской политики Вашингтона. Старая завела США в тупик, так же как и история с Бирмой.
Вообще, надо заметить, Хиллари Клинтон показала себя в этом первом своем турне как очень сильный дипломат. Она слушала других, но слушали и ее. Она много смеялась, с удовольствием забиралась в толпу народа – например, школьников из того заведения в Джакарте, где четыре года отучился маленький Обама. Более того, она еще и неплохо выглядела – не то что во время свой президентской кампании. Все это совсем не похоже на поведение, например, Кондолизы Райс, в последний год отличавшейся необычайной громыкообразной мрачностью.
Для упрямых людей, считающих, что Америка – это плохо изначально, что бы она ни делала, поведение Клинтон – большая неприятность. Для тех, кто готов поверить в новый стиль и новый тон американского поведения в мире, происходящее – повод для осторожного оптимизма. И для пересмотра своих стереотипов.
Ведь уже сегодня ясно, что отказ США от провалившихся методов политики в Азии (и не только в Азии) может остановить там падение американского влияния. Соответственно, рост влияния в регионе Китая, России и других стран, успешно использовавших американские ошибки, может замедлиться. Значит, приходит время поиска путей к сотрудничеству держав – в Азии и не только.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора