Москва и Кабул сверили часы
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Афганистан прорывным не назовёшь. Потому, что и прорывать, по большому счету, было нечего, никаких стен недоверия или зон отчуждении тут нет. И когда говорилось, что визит прошел в духе «полного взаимопонимания», то это просто факт – речь о соседях, привыкших понимать друг друга с полуслова.
Афганцев, принимавших Лаврова, было легко понять – их страна стала эпицентром максимальной мировой активности, туда назначен новый американский посол в генеральских погонах, прибывают дополнительно 17 тысяч военнослужащих США. И сейчас Кабулу необходимо поинтересоваться мнением старых партнеров насчет происходящего.
Не случайно, говоря о двусторонних отношениях, Сергей Лавров подчеркнул, что по мнению Москвы отношения России с Афганистаном достойно прошли испытание временем, и что такой же позиции придерживаются и афганские партнеры России.
Такие визиты принято называть «сверкой часов». Нынешняя поездка Лаврова, безусловно, еще и приурочена к 90-летию признания Россией (в то время Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) независимости Афганистана 27 марта 1919 года. В тот день Совет народных комиссаров РСФСР издал соответствующий декрет, и советское правительство первым в мире официально объявило о признании суверенитета Афганистана.
Но с другой стороны, на сегодняшний день для России есть ряд вопросов, требующих оперативного рассмотрения. Таких, как обстановка в Афганистане, исходящие с афганской территории угроза распространения терроризма, наркотрафика и трансграничной преступности.
Одной из ключевых тем консультаций Лаврова в Кабуле была заявлена подготовка к международной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), которая пройдет 27 марта в Москве, и аналогичной конференции, но под эгидой ООН, которая пройдет 31 марта в Гааге. В московской международной конференции примут участие государства-члены и государства-наблюдатели ШОС. Естественно, приглашены Афганистан как «главный виновник торжества», и Туркменистан как страна-сосед, не входящая ни в какие региональные блоки, а также страны «большой восьмерки», ряд международных организаций, включая ООН, ЕС, ОДКБ, СНГ, НАТО.
Говоря о конференции в российской столице в интервью ведущим информагентствам Афганистана, глава российского внешнеполитического ведомства не стал скрывать, что конференция эта была инициирована Москвой. Инициирована с целью «координации и интенсификации международного взаимодействия на антинаркотическом и антитеррористическом» направлениях. Москва, организуя у себя такой представительный форум, намерена придать дополнительный импульс международному сотрудничеству в сфере противодействия таким общим для всех вызовам, как терроризм и наркопреступность.
Говоря о видении Москвой ситуации в Афганистане, Лавров подчеркнул одну интересную и, в общем-то, возможно достаточно неожиданную кое для кого деталь. А именно, в российской столице исходят из того, что новая афганская стратегия США «даст ожидаемый эффект в плане содействия стабилизации обстановки». В этом заявлении Лаврова легко читается аванс Кремля, выданный Бараку Обаме и заявленной им новой стратегии в Афганистане. Далее Лавров повторил или напомнил, что по мнению Москвы на данном этапе присутствие в Афганистане международных сил содействия безопасности (ISAF), объединяющих главным образом военные контингенты США и НАТО, «является фактором, сдерживающим терроризм, и в этой связи отвечает интересам Афганистана». Именно с учетом этого Россия и приняла решение о предоставлении своей территории для наземного транзита невоенного имущества для нужд военного контингента ISAF.
При этом глава российского внешнеполитического ведомства посчитал необходимым особо остановиться на случаях гибели мирного афганского населения, имеющих место в результате так называемых «неизбирательных ударов», наносимых в ходе проводимых войсками антитеррористической коалиции и ISAF военных операций. Россия, безусловно, обеспокоена неоднократными случаями гибели мирного населения. В этой связи Москва рассматривает достигнутую договоренность между министерством обороны Афганистана и руководством НАТО о координации антитеррористической деятельности в качестве важного шага в направлении предотвращения этих «неизбирательных ударов» в будущем.
Говоря о перспективах взаимодействия США и России по Афганистану, Сергей Лавров выразил надежду, что такое взаимодействие вполне возможно. В частности, в российской столице рассматривают возможности осуществления совместно с США в Афганистане различных проектов в энергетической и транспортной сферах.
Конечно же, последний вопрос был задан одним из афганских журналистов, что само по себе уже символично. Это значит, что Россию в Кабуле и сегодня воспринимают как традиционно ключевого игрока на афганском поле, а взаимодействие России и США в Афганистане - всё ещё проблема, так и не снятая с повестки дня.
Петр Гончаров, международный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.