MAGNA И ГАЗ предлагают Opel российский рынок
20 мая стал последним днем подачи официальных заявок на покупку немецкого автопроизводителя Opel, «дочки» терпящей бедствие американской автокомпании General Motors.
Долгое время наиболее вероятным победителем этого конкурса считался итальянский Fiat. Но за день до тендера выяснилось, что немецкие профсоюзы считают более предпочтительным вариантом продажу Opel консорциуму во главе с канадской Magna, в который могут войти российские ГАЗ и Сбербанк.
В недавнем прошлом крупнейшая автокомпания мира General Motors, перед которой маячит перспектива стать банкротом уже 1 июня, выставила на продажу свои европейские активы. Основной из них - Opel вместе с его британской «дочкой» Vauxhall. Opel – второй автопроизводитель в Германии (после Volkswagen), на его немецких заводах работает 25 000 человек. Поэтому правительство Германии думает об оказании ему финансовой поддержки и оценивает заявки потенциальных инвесторов Opel. Оно и установило крайний срок их подачи – 20 мая.
Главные претенденты на Opel тянули до последнего дня, поскольку проводили переговоры со всеми заинтересованными сторонами.
Итальянский автоконцерн Fiat, в условиях кризиса намеревающийся создать вокруг себя новую мировую автомобильную супергруппу, изначально рассматривался как главный претендент на покупку Opel. Однако ко дню сбора заявок выяснилось, что притязания Fiat не так уж солидны.
Итальянский концерн предлагает за Opel не деньги, что намного предпочтительнее и для GM, и для правительства Германии, а свои активы. Гендиректор Fiat Серджио Маркионне заявил, что предлагаемые им активы лучше, чем деньги, так как деньги могут испариться, а активы производят новые деньги. Правда, стоимости этих активов шеф Fiat называть не стал.
Не удалось Маркионне убедить и немецкие профсоюзы в том, что предложение Fiat - наилучшее для них. После встречи с ним 19 мая председатель профсоюза IG Metall, наиболее влиятельного на заводах Opel, Бертольд Хубер выразил обеспокоенность тем, что на заводах Fiat и Opel производятся автомобили схожего класса, которые конкурируют друг другом.
В случае покупки итальянцами немецкого автопроизводителя на фоне резкого падения продаж автомобилей в Европе и во всем мире, этот фактор неизбежно приведет к снижению объемов производства и сокращению персонала. Для профсоюзов же сохранение рабочих мест – главный приоритет. Переизбыток автомобильных мощностей в Европе в настоящее время признает и Маркионне.
В результате шансы приобрести Opel повышаются у консорциума во главе с канадским производителем автомобильных комплектующих Magna, в который, по данным многих источников, вошли группа ГАЗ и Сбербанк. В этом канадско-российском альянсе нет ничего удивительного. Группа ГАЗ давно сотрудничает с Magna, а Сбербанк является одним из крупнейших кредиторов группы ГАЗ. Magna, основной бизнес которой находится сейчас в Северной Америке, хочет проникнуть в Европу. ГАЗ нуждается в современных западных технологиях и повышении продаж легковых автомобилей в России.
В свою очередь, возможность значительно расширить продажи Opel за счет российского рынка – главный аргумент Magna и ее партнеров в борьбе за контроль над немецким автоконцерном. По данным немецкого издания Rheinische Post, Magna вместе ГАЗ собирается создать глобальный автоконцерн, выпускающий 5 млн машин в год. При этом 1 млн автомобилей предполагается ежегодно продавать в России.
Видимо, масштабность этих планов вместе с перспективой выхода на российский авторынок и отсутствие прямой конкуренции с Magna и ГАЗом привлекли немецкие профсоюзы, которые поддержали их предложение.
Вдобавок канадско-российский альянс сможет продавать машины Opel через уже существующие в России дилерские сети ГАЗа (около 140 дилеров) и GM (более 150 дилеров), которая может поделиться ею с покупателем немецкого автоконцерна.
Вопрос заключается в том, каким образом и когда Magna с ГАЗом собираются достичь такого гигантского уровня продаж: 5 млн машин в год – это приблизительно 7-е место среди всех мировых автопроизводителей.
В 2008 году глобальные продажи Opel вместе с Vauxhall составили 1,4 млн машин. Сейчас теоретически можно наладить выпуск 180 000 автомобилей Opel в год на российских мощностях ГАЗа. Сама Magna в прошлом году выпустила 125 000 собственных автомобилей.
В принципе партнеры могут создать новые мощности. Но в условиях экономического кризиса они не смогут ни привлечь средства на эти цели, ни реализовать такое гигантское количество машин.
В 2008 году в России было продано почти 3 млн легковых автомобилей, но ни один автопроизводитель не преодолел планку в 1 млн машин. Автомобилей Opel в России было продано всего 98 800 штук. В этом году из-за кризиса продажи могут упасть на 60%. Когда же российский авторынок вернется на уровень в 3 млн, занять на нем одну треть будет крайне трудно.
Magna и ГАЗ, похоже, недооценивают сложности реализации своего амбициозного проекта.
Хотя GM хочет найти покупателя на Opel до конца мая, немецкие власти уже сейчас не исключают, что выборы наиболее предпочтительного инвестора продолжатся до конца июня. В результате Opel может не достаться ни Fiat, ни Magna с партнерами. Не исключено, что борьбу за него выиграет какой-то альтернативный конкурент или правительство Германии само будет вынуждено взять Opel во временное антикризисное управление.
Олег Митяев, экономический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора