Самит Алиев: «Запретных тем существовать не должно» | 1news.az | Новости
Lifestyle

Самит Алиев: «Запретных тем существовать не должно»

09:30 - 09 / 07 / 2009
Самит Алиев: «Запретных тем существовать не должно»

Эксклюзивное интервью 1news.az с молодым талантливым писателем Самитом Алиевым

- Какие у вас симпатии в литературе? Чье творчество повлияло на ваше становление как писателя?

- Реализм, изображение действительности такой, какой она на самом деле является, без позолоты и лепки по углам комнаты. Очень люблю Горького, Селина, Стейнбека, Прилепина, Грасса. Как видите, вкусы достаточно консервативны.

Что до становления – оно только происходит, все только начинается, поживем-увидим! Хотя большее влияние оказывает не столько прочитанное, сколько лично увиденное и/или прочувствованное. Например, один рассказ я написал после того, как увидел бомжиху, сидящую между мусорными баками и хохочущую во все горло. Абсурдная была сценка. Так что в окружающем нас мире всегда найдется масса событий, которые так или иначе, если даже не вдохновят и не повлияют на становление, то заставят как минимум призадуматься.

- Ваше творчество для вас - это...?

- Скорее всего, одно из средств общения с окружающим миром. Чешутся руки – пишу, не чешутся – не пишу. Я их регулярно мою, честное слово, так что гигиена тут явно ни при чем. Скорее всего, это какая-то внутренняя потребность, что писать, что умываться. На критику я не особенно обижаюсь, а на похвалу меня купить достаточно сложно, просто пишу о том, что мне кажется интересным, в манере, которую считаю нужной.

- Расскажите о ваших произведениях. Первое, что вы написали? Как они рождаются?

- За первое, что я написал, мне до сих пор стыдно. Терпеть не могу свою первую книгу «Авитаминоз». То ли тогда слишком молод был, то ли сейчас поумнел немного. Верите, до сих пор, если мне о ней напоминают, в лице от злости изменяюсь. Не нравится она мне, мальчишество одно.

- Над чем работаете сейчас?

- О Насими. Интереснейшая тема. Бессребреник, талантище, бродяга, уму непостижимая популярность от Босфора до Герата в век отсутствия средств массовой информации, ломаный, нервный, фигура архисложная в архисложное время. Поэт, а не придворный, дервиш, а вне орденов, одновременно и счастливчик, и глубоко несчастный человек, от Тимура, от самого Тимура ушел, а султана Муайяда, который, сами понимаете, в войске Тимура до прапорщика не дослужился бы, избежать не сумел. В общем, работаю, посмотрим, что из этого получится.

- О чем Самит Алиев никогда не станет писать? Какие темы не станет затрагивать?

- С одной стороны, запретных тем все-таки существовать не должно, а с другой стороны, ты человек только до тех пор, пока у тебя есть какая-то система запретов. Называйте это табу, персональным кодексом или комплексами. Так что вопрос сам по себе достаточно сложный. Или нет, вот, я таки нашел что ответить - я не стану писать на тему, которая не интересует лично меня, или на тему, в которой я недостаточно компетентен.

- Говорят, что писатель живет своими героями, с тем миром, который создает - у вас как обстоит с этим дело?

- Знаете, мне понравилось, как сказал об этом Довлатов: «Я не уверен, что считаю себя писателем. Я хотел бы считать себя рассказчиком». Эта позиция мне достаточно близка, то есть, мое дело – рассказать, поделиться, а читатель уже пускай сам решает, слушать меня или нет.

- Трудно быть писателем в Азербайджане? Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы наши писатели зарабатывали как в России и на Западе?

- А как зарабатывают писатели на Западе? И как они зарабатывают в России? Писатели уровня Миллера и Маркеса зарабатывали на жизнь журналистикой, Довлатов - так тому вообще приходилось работать ночным сторожем. Знаете, тут интересная штука получается: когда начинаешь зависеть от того, насколько твоя книга покупаема, начинаешь плясать под дудку читателя, диалога не выходит, одни пляски под потребителя. А когда наполненность твоего холодильника не зависит от раскупаемости тиража – это оставляет определенную свободу. Если же писатель начинает финансироваться из госказны и есть с ладони, это заканчивается откатами, интригами и горами макулатуры, тоже, согласитесь, сплошное непотребство, а не свобода самовыражения. Так что лучше всего просто оставить писателей в покое. Зарабатывать на жизнь вообще лучше на стороне, что я и делаю. Но совершенно не возражаю насчет разбогатеть за счет литературы.

- Почему вы избегаете публичности?

- Не то чтобы избегаю или закомплексован, просто люди, которые мне близки и с которыми мне интересно, всегда находятся на расстоянии телефонного звонка, то есть, по большому счету, каким был мой круг общения лет 10-15 назад, таким же он и остался. А если вы вкладываете в слово «публичность» общение да тусовки со «звездами нашей эстрады» да мелкими менеджерами, мнящими себя ключевыми фигурами, то как-то и невелика честь, знаете ли... Манысы и есть, вне зависимости от прикидов, гонораров, места работы и тачек в кредит. Ну что я там забыл? Не, я лучше вечером с ребятами чай попью или еще чего-нибудь поинтереснее придумаю! Хотя, по уверениям друзей, мне все-таки стоило бы сменить парикмахера.(улыбается)

Феликс Вишневецкий

Поделиться:
5746

Последние новости

Все новости

1news TV