Аналитик фонда SETA в Вашингтоне: «Cильная Турция - большой ценный актор мирного процесса на Ближнем Востоке»
«Турецко-израильские отношения, которые были сохранены на минимальном уровне, в течение многих десятилетий начиная с учреждения еврейского государства, получили импульса с оконочанием холодной войны».
Об этом пишет турецкий ученый-аналитик, координатор Ближневосточной программы Фонда SETA в Вашингтоне Уфук Улуташ в своей статье в газете The Jerusalem Post.
По мнению аналитика, начиная с 2000 года турецкая внешняя политика испытала фундаментальные изменения.
«Региональная и глобальная роль Турции, ее взаимоотношения со странами Ближнего Востока были пересмотрены. Примеры этого продолжающегося процесса включают турецкое страемление стать полноправным членом ЕС, восстановление отношений с Сирией и Арменией, дружественными отношениями с Ираном, официальным подписанием проекта Nabucco, энергетические соглашения с Россией, возрастающий интерес к ближневосточным делам и арабско-израильским мирным переговорам»,- отмечает Улуташ.
По словам аналитика, концепция «нулевых проблем» Турции с соседями имеет свои серьезные успехи, усиливая региональное и глобальное положение Турции, которая стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН.
«Весь этот процесс очень сильно повлиял на турецко-израильское стратегическое партнерство. В результате этого процесса Турция не только стала более ближневосточной страной, но также и более европейской, более средиземноморской и более кавказской»,- пишет турецкий аналитик.
Улуташ пишет, что турецко-иранские отношения могут лучше всего быть объяснены рациональными экономическими и стратегическими мотивами, и особенно энергетическими потребностями. Соответственно, Турция, по мнению аналитика, заинтересована в мирном Иране, который готов развивать деловые отношения с Турцией и поэтому возможная военная конфронтация в регионе находится в прямом противоречии с турецкими экономическими интересами.
«Именно поэтому Турция поощряет дипломатическое решение иранской ядерной проблемы. Кроме того, Турция поддерживала идею найти способы подключить ХАМАС в мирные переговоры, чтобы гарантировать устойчивость израильско-палестинского мирного процесса. Окончательная цель турецкой стратегии относительно ХАМАСа состоит в том, чтобы найти жизнеспособное решение палестинской проблемы»,- пишет Уфук Улуташ.
Автор пишет, что анализ нынешней турецкой внутренней политики в рамках исламизма является очень заблуждающимся.
«Исламизм - устаревшее явление для Турции. Оно умерло больше чем десятилетие назад с государственным переворотом в 1997 году. Последующий запрет исламской партии в 1998 году положил конец эре сильной исламистской политики в Турции. Это не был пыл исламизма, однако именно консервативная демократия и либеральная экономика привели к власти Партию Справедливости и Развития.
Мир изменился, изменилась и сама Турция. Такие дискуссии как исламская политика, экономический изоляционизм, и политика невмешательства закончились для Турции. Мои израильские друзья должны знать, что сильная Турция - большой актив к мирному процессу на Ближнем Востоке и, особенно, к Израилю и они не должны волноваться о пути руководства Турции»,- резюмирует координатор Ближневосточной программы Фонда SETA в Вашингтоне Уфук Улуташ.
Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора