Асбед Котчикян: «В случае начала войны в Карабахе Турция может мобилизовать свои войска»
Эксклюзивное интервью 1news.az c профессором Американского университета Бентли Асбедом Котчикяном.
- Как бы вы прокомментировали последний вооруженный инцидент на линии фронта в Карабахе? Насколько реально начало войны между Азербайджаном и Арменией?
- Последний инцидент, независимо от того, с чьей стороны он был инициирован, по всей видимости, готовился долго. Произошло то, что к чему, как говорится, может привести «война слов», прежде чем она перерастет в реальные серьезные столкновения.
Конечно, подробности инцидента еще далеко не ясны, азербайджанская и армянская стороны обвинили друг друга в проникновении за линию прекращения огня, однако факт остается фактом: стороны находятся под серьезным давлением, и возможно этот инцидент был инициирован одной из сторон для того, чтобы выпустить пар и успокоить «ястребов».
Также отмечу, что поскольку Баку неоднократно утверждал, что время на его стороне, и что азербайджанские военные будут иметь преимущество в случае начала войны, данный инцидент может стать доказательством того, что слова Баку не расходятся с делом.
Что же касается начала полномасштабных военных действий между двумя странами, то, по моим наблюдениям, вероятность этого минимальна, поскольку стороны не готовы к крупномасштабным военным действиям.
- Понимает ли руководство Армении и ее население, что без возвращения оккупированных территорий Азербайджана достигнуть мира на Южном Кавказе будет невозможно?
- Было бы наивно полагать, что армянское руководство надеется на то, что возможно какое-либо решение Нагорно-Карабахского конфликта без возвращения определенных территорий под контроль Азербайджана.
Главная проблема заключается в том, что сторонам надо прийти к общему знаменателю в определении термина «оккупированных территорий».
Более того, два принципа - «территориальной целостности» и «самоопределения народов» - считаются одинаково важными по мнению каждой из сторон, соответственно их национальным интересам, что еще больше усложняет возможность нахождения «справедливого» решения данного вопроса.
По моему мнению также следует иметь в виду и то, что мир на Южном Кавказе не ограничивается разрешением Нагорно-Карабахского конфликта, и что хотим мы того или нет, всеобъемлющий мир в регионе зависит от синергии интересов России, Ирана и Запада, которой пока не наблюдается.
- Каковы на ваш взгляд экономические перспективы будущего Азербайджана и Армении?
- Экономический прогноз для обеих стран представляется мне вполне здоровым. Азербайджанская нефть будет способствовать двузначному росту ВВП страны, а ВВП Армении будет увеличиваться на 5-6 %.
Иными словами, в обеих странах будет продолжаться экономический рост.
Однако основной вопрос заключается не в том, каким будет экономический рост. Важно, чтобы при данном росте материальные блага распределялись равномерно в обществе, не создавая поляризацию между «обладателями благ» и недовольными. Сегодня, на мой взгляд, подобная равномерность отсутствует, а основные финансы сконцентрированы в столицах государств.
- Сколько может продолжаться ситуация ни войны, ни мира?
- Подобное статус-кво может сохраняться в течение достаточно длительного срока, пока региональный и международный политический баланс сил остается неизменным. Давайте не будем забывать, что подобные ситуации «ни войны, ни мира» нередко встречаются по всему миру. Например, на Кипре (более 35 лет) и в Корее (более полувека).
- Может ли НАТО вмешаться в случае начала военных действий, и какую позицию займут при подобном развитии событий региональные и глобальные силы?
- НАТО - определенно не станет вмешиваться, так как любое его присутствие в регионе будет беспокоить Россию и может усугубить конфликт вместо того, чтобы разрешить его.
Что касается того, как будут реагировать региональные силы в случае начала военных действий, то, скорее всего, будет применена предостерегающая риторика и требование немедленного прекращения военных действий. Маловероятно, что кто-то примет конкретные меры по прекращению конфликта.
Хотя Турция может стать исключением, в силу своих исключительно близких отношений с Азербайджаном, заняв сторону Азербайджана, возможно, даже проведя мобилизацию своей армии (примерно такую, что была проведена в первые годы конфликта).
Тем не менее, если отбросить подобные спекуляции, то необходимо понимать, что возможность начала боевых действий с той или иной стороны зависит в большей степени от того, какой посыл будет получен от России, США, Турции или Ирана.
Начало каких-либо крупномасштабных военных действий без, как минимум, молчаливого согласия России или США мне кажется маловероятным.
- Какими вы видите Армению и Азербайджан через 5 лет?
- При условии, что региональная и международная системы не изменятся, статус-кво будет сохраняться в течение долгого времени.
Что же касается возможных внутренних изменений, происходящих в этих двух странах, то, на мой взгляд, у нынешнего режима в Азербайджане нет каких-либо серьезных проблем внутри страны.
В Армении же возможна смена руководства в 2012 году, однако даже если это произойдет, то весьма сомнительно, что новое правительство в Ереване будет проводить иную внешнюю политику в отношении Азербайджана, отличающуюся от политики предыдущего правительства.
Профессор Асбед Котчикян является преподавателем кафедры глобальных исследований в Университете Бентли (Бостон, Массачусетс), где он преподает курсы по Ближнему Востоку, и бывшему Советскому Союзу.
Эльшан Рустамов