Ценовой нефтяной ориентир
Председатель комитета по экономической политике Милли Меджлиса Азербайджана Зияд Самедзаде считает, что цена на нефть в проекте государственного бюджета 2011 года в размере $60 за баррель является приемлемой.
«Сегодня стоимость одного барреля нефти колеблется в пределах $75-80, - сообщил академик. Поэтому цена на уровне $60 в госбюджете – это вполне оправданный прогноз, поскольку расчеты показывают, что цена на нефть не опустится ниже этой отметки».
Что отражает заложенная в госбюджете цена на нефть и почему этот показатель столь важен для нашей страны?
При прогнозировании цен на нефть следует учесть, что речь идет об особом товаре, цены на который могут на порядок отклониться от реальных издержек производства и других объективных составляющих стоимости.
Ведь имеется в виду сырье, спрос на которое регулируется нестабильной биржей. Поэтому динамика взаимодействия факторов, влияющих на величину цены, пока вне зоны стопроцентного прогноза экспертного сообщества.
Во всяком случае, до сих пор не удалось создать целостную систему регулирования нефтяного рынка, синхронизирующую интересы ключевых производителей и потребителей товара, стран-транзитеров и т.д. Вот почему специалистам очень сложно правильно прогнозировать крутые повороты цен. Никто не смог точно предугадать взлет цен на нефть в периоды энергетического кризиса в 1974-ом и 1980-ом, в 1986-ом и 1998 годах, а также неудержимый рост динамики в 2008 году.
Ошибся даже бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен - признанный в мире финансовый гуру, который пару лет назад предсказал, что цена на нефть, перевалившая психологическую отметку в $100 за баррель и достигшая тем самым абсолютного исторического максимума, станет повышаться до бесконечности. Этого, как видим, не случилось, и мировой финансовый кризис откатил цену на «черное золото» до неприемлемых для многих стран-экспортеров величин.
Но выход из данной ситуации есть. Достаточно лишь вести расчеты цены на нефть в величинах гораздо меньших прогнозов ведущих мировых структур, эксперты которых ведут такого рода расчеты. И если речь идет о государственном бюджете, основу расчетов которого составляет несколько заниженная, и если хотите, осторожная, экспортная цена нефти, то уместно сказать о консервативной политике правительства в плане формирования бюджетных доходов.
Традиционной ее следует считать потому, что на протяжении последних нескольких лет в госбюджет регулярно закладывается цифра, значительно меньше реальных цен на «черное золото» на мировых рынках.
Почему такая политика оправдана?
Вспомним, 2008 год, когда началось обсуждение основных прогнозных макроэкономических параметров бюджета 2009-го года. Летом цена нефти преодолев 100-долларовый рубеж сравнительно быстро достигла $140 за баррель. Тогда, ориентируясь на благоприятную ценовую ситуацию в мире, многие эксперты советовали определить прогнозную цену на нефть в 2009 году в пределах $100 за баррель. И казалось бы почему бы и нет? Ведь тогда ничто не предвещало скорого и стремительного обрушения цены на «черное золото».
Вот почему когда сотрудники Государственного нефтяного фонда Азербайджана, а вместе с ними и Министерства финансов предложили установить рассчетную цену нефти в госбюджете 2009 года на уровне $70 за баррель, многие независимые эксперты назвали такой подход чересчур консервативным и осторожным и обвинили министерство в попытке перестраховаться.
Однако очень скоро жизнь преподнесшая сюрприз всему мировому сообществу в лице глобального кризиса и падения цены на нефть доказала, что когда речь идет о государственном бюджете, а значит благополучии миллионов наших сограждан, то консерватизм в подходах лишь на пользу общему делу.
При этом важно знать, что поступающие в страну деньги от реализации нефти не направляются в государственный бюджет. И некоторая зависимость экономики от нефтяного сектора подразумевает нечто иное.
Так что важно четко отделять «нефтяные» деньги, поступающие в Нефтяной фонд и в госбюджет. В казну стекаются лишь налоги от прибыли при реализации нефти.
Неважно идет ли речь о налогах Госнефтекомпании или зарубежных компаний задействованных в сфере нефтедобычи. Причем налогооблагаемая база, никак не связана с прогнозной ценой на нефть, которая закладывается в бюджет.
А в Госнефтефонд поступает определенная доля разницы между продажной ценой «черного золота» и бюджетным лимитом. То есть тем самым лимитом, который известен как расчетная бюджетная цена на нефть.
И если правительство считает, что уместно в бюджете 2011 года определить эту цифру на уровне $60, то следует полагать, что реально средняя цена нефти на мировых сырьевых биржах будет гораздо выше.
К тому же и предпосылки этому есть. Ведь после мирового кризиса по мере восстановления экономик развивающихся стран растет соответственно и потребность в энергоносителях и углеводородах. Отсюда и предполагаемый спрос на нефть и ожидание роста ее цены.
В завершение отметим, что вне зависимости от того какая именно цена на нефть будет заложена в госбюджете Азербайджана следующего года, с полной уверенностью можно заявить, что казна вновь будет дефицитная, что делается умышленно и соответствует всем требованиям мировой экономической теории.
Также большой уклон в политике правительства будет сделан на реализацию экономических реформ и социальную составляющую. С полным правом можно утверждать, что в соответствии с экономической стратегией правительства в 2011 году в качестве основных бюджетных целей будут выбраны финансирование расходов на социальную защиту и социальное обеспечение.
Тогрул РУХУЛЛАОГЛУ