Азер Гариб: «Сага о гатыге»
Гатыг - это наше все!
Возможно, это утверждение покажется чрезмерным даже уважаемому Таиру Амирасланову, но нельзя не согласиться с тем, что гатыг занимает в нашей жизни жизнеутверждающее место.
Гатыг - это и айран, гатыг - это и сябзи, гатыг - это и гёй кутабы, гатыг - это довга и буглама, а изощренный синтез гатыга с чесноком, смешиваясь с ароматом хингяла, дурманит вечерние головы кулинарных эстетов, и вгоняет в ступор свежие головы всех остальных эстетов, имевших наутро счастье переброситься парой слов с любителем гастрономических изысков.
В обед и перед сном, до застолья и после попойки - гатыг ни секунды не оставляет нас без своего внимания, окутывая нежной заботой кишечный тракт каждого добропорядочного азербайджанца. Но в азербайджанском обществе нашлись люди, которые попытались
усовершенствовать роль этого, безусловно, многофункционального дара коровы и брожения.
В последнее время палитра интернет-площадок с общественно-политическими дискуссиями заиграла новыми красками. Продуктовыми.
Когда у оппонента не остается убедительных аргументов или, когда ему нечем возразить убедительным аргументам, он с виртуозной элегантностью объявляет предмет дискуссии гатыгом, обезоруживая соперника столь, на его взгляд, железобетонным доказательством своей правоты. И каждый, кто усомнится в правоте апологета этого, несомненно, белого целебного продукта, автоматически превращается, по версии того же апологета, в не совсем нормального человека. Мол, какой здравомыслящий индивидуум
может отрицать белизну гатыга?
Что сказать? Гатыг - продукт, конечно, белый. Всегда, и везде. И даже у армян он тоже белоснежный, как бы это ни задевало тонкие струны нашего патриотизма. Но гатыг белый только и только в виде гастрономического яства. И в стакане, и в стеклянной банке.
Во всей же остальной жизни гатыг многолик. Он может быть и красным, он может быть и черным, он может быть даже голубым. Потому что в общественной жизни, согласно канонам демократии, в верности к которым клятвенно заверяют нас некоторые изобретательные «полемисты», нет места одному цвету.
И когда люди, обогатившие цветовую гамму дискуссий кисломолочным оттенком, проводят параллели между событиями, явлениями, процессами, и непорочной белизной этого, кто бы сомневался, очень полезного для желудка национального достояния, они должны учитывать, что подобной аргументацией они подвергают себя риску таких же аналогий.
Им не стоит забывать, что у слова «гатыг» в нашем обществе есть и другая ипостась.
Иносказательная...
Азер Гариб