Вячеслав Бабурин: «Если конфликт останется замороженным, итог в таком случае один – война»
Интервью 1news.az с доктором географических наук, профессором кафедры экономической и социальной географии МГУ, политгеографом Вячеславом Бабуриным
- Накануне министры ИД России, Азербайджана и Армении провели встречу в Москве, которая была приурочена к саммиту ОБСЕ в Астане 1-2 декабря, где, по утверждению Дмитрия Медведева конфликтующие стороны могут достичь договоренности по основополагающим принципам урегулирования карабахского конфликта. Как вы считаете, нынешняя ситуация располагает к тому, о чем говорил президент РФ?
- Думаю, что это конкретная политическая акция России. Ситуация двигается в верном направлении, однако я не думаю, что мы станем свидетелями неких прорывов в ближайшее время.
- То есть ждать чего-то от саммита ОБСЕ в Астане не стоит?
- Думаю, что будет подтверждена общая идея урегулирования конфликта, вполне естественная и понятная. Однако не думаю, что будет принят конкретный график поэтапного урегулирования конфликта.
- Выходит, говорить о подписании мирного соглашения пока рано?
- Думаю, да. Безусловно.
- Но можно ли утверждать, что переговорный процесс в настоящий момент находится на пути к разрешению?
- Безусловно, какие-то подвижки есть, они идут. И понятное дело, что Россия заинтересована в разрешении конфликтов в Закавказье. Однако она находится в достаточно сложно положении, потому что дружит и с Арменией, и с Азербайджаном. Понятно, что при разрешении подобных конфликтов, все довольны быть не могут. Однако Москва сейчас ломает голову над тем, как сделать так, чтобы не было слишком много недовольства.
- Как можете оценить визит на оккупированные азербайджанские территории оценочной миссии сопредседателей МГ ОБСЕ? Доклад, который скорее будет подготовлен и представлен сторонам конфликта, может оказать воздействие на его решение?
- Все понимают, что если конфликт останется замороженным и никакого движения по направлению к мирному урегулированию не будет, то итог в таком случае один – война. Поэтому нужны некие движения, и в данном случае не так важно, реальные это будут движения, или показательные. Повторяю, если ничего никуда двигаться не будет, то за этим последует только война.
При этом хочу отметить, что конфликт очень сложный. На нем завязана масса интересов и генетически обусловленных обстоятельств, зарожденных несколько столетий назад. Его так просто не решить. А посему считаю, что любые движения в позитивном направлении очень важны.
В русском языке есть такая пословица: «Курочка по зернышку клюет». Хотя бы по зернышку надо клевать. Главное делать это в правильном направлении. Надо понимать, что быстро конфликт не решить. Но если не делать определенных действий, то его не решить никогда. По крайней мере, мирным путем.
- За последнее время армянская сторона очень много говорит о возможном признании сепаратистского Нагорного Карабаха. Говорит на самом высоком уровне. Считаете, что Ереван может прибегнуть к этому шагу? И если да, то чем он ей грозит?
- Это стандартная политическая линия в преддверии таких крупных мероприятий, как, например, саммит ОБСЕ. То есть армяне исходят из позиции: чем более жесткую позицию ты занимаешь, тем больше вероятность, что линии компромисса пройдет ближе к тебе. Это стандартный поступок для создания более благоприятных для себя условий на переговорах.
Гамид Гамидов