Александр Гольденштейн: «Окончательного и бесповоротного решения о нападении на Иран в Израиле еще нет»
Интервью 1news.az с израильским политологом, заместителем главного редактора портала IzRus Александром Гольденштейном.
- Некоторое время назад Вашингтон в очередной раз ужесточил санкции против Ирана. Насколько, по-вашему, все эти санкции вообще эффективны и могут привести к отрезвлению Тегерана?
- С одной стороны – санкции эффективны, иранская экономика переживает не лучшие времена, народ ропщет. С другой стороны, санкции могут реально помочь при демократическом режиме, где народ может сменить власть. А в Иране режим аятолл правит и будет править, на смену Ахмадинеджаду может прийти лишь другой радикально настроенный человек. Именно по этой причине мне тяжело поверить в возможный сценарий «отрезвления Тегерана», ведь сами аятоллы не особенно страдают от санкций, у них безработицы нет, и кусок хлеба с осетриной найдется…
- О том, что происходит за кулисами, знают лишь те, кто там находятся. Слишком много в наше время «экспертов» и «комментаторов», слишком много развелось экс-генералов, которые соскучились по камерам и вспышкам фотоаппаратов. Вот они и не умолкают, каждый рассказывает, почему на Иран можно/нельзя нападать, почему это самый умный/ужасный сценарий, и почему в случае атаки на иранские ядерные объекты будет война/мир.
Мне кажется, что для того, чтобы с трудом сдерживать Израиль, нужно как минимум, чтобы здесь окончательно приняли решение о нападении на Иран. Но это не так, уверенности нет, министры не согласны друг с другом. На носу принятие бюджета (а это значит, что все министерства ведут борьбу за средства, а Иран отходит на второй план), выборы в США (Обама не простит нам атаку на Иран перед выборами). Так что решения (окончательного и бесповоротного) еще нет.
Кроме того, большинство экспертов согласны с тем, что Израиль в одиночку не может остановить ядерную программу Ирана. Нанести ущерб – да. Разъярить аятолл и унизить иранскую армию – тоже. Но не уничтожить десятки объектов. Для этого нужны стратегические бомбардировщики, десятки вылетов, новейшие бомбы. В Израиле конечно есть и любители хорохориться, но вот руководство понимает, что атакой на Иран лишь развяжет войну, а результатов не добьется.
- Об этом говорят все чаще, но, как известно, языком мелеть – не камни таскать. Об этом знают лишь премьер-министр Нетаниягу и ряд министров/советников. Все остальные лишь надувают щеки и судорожно отрабатывают свои гонорары в газетах и на ТВ.
- Каковы ожидания Израиля от ситуации в Сирии? Как скоро режим Асада падет, по-вашему, и падет ли вообще?
- В Израиле хотят лишь одного – чтобы на северной границе было тихо. Падение режима Асада нам не выгодно – Сирия превратится в новую Ливию, а это все что угодно, но не стабильность и спокойствие. В случае падения режима Асада алавиты будут резать суннитов, курды – и тех и других, Иран воспользуется ситуацией, чтобы усилить шиитское влияние, непонятно, как поведут себя протеже Ирана – "Хизбалла", да и Турция с недовольством смотрит на происходящее, собирая силы на границе. Это – головная боль для Израиля. С другой стороны, гражданская война нас тоже не радует, вот уже полтора года как в соседней стране идет резня, и нас это не может не беспокоить. Но прогнозы делать – занятие неблагодарное, предсказать, что будет в Сирии сложно.
Гамид Гамидов