Андрей Пионтковский: «Для Израиля абсолютно неприемлема иранская атомная бомба»
Интервью 1news.az с директором Центра стратегических исследований (Москва), известным российским политологом Андреем Пионтковским.
- Какой по-вашему будет политика новоизбранной администрации США на Южном Кавказе?
- У власти остается прежняя администрация и ее политика достаточна известна. Политика на постсоветском пространстве определяется концепцией перезагрузки с Москвой, она и будет продолжена.
Перезагрузка означает максимальное, благожелательное отношение к Кремлю в различных вопросах, которые возникают на постсоветском пространстве, в обмен на мелкие любезности, которые Кремль делает, в частности, с транзитом войск в Афганистан или из Афганистана.
Вас интересует вопрос, прежде всего, в контексте вашей собственной страны -Азербайджана. Тут создается новая ситуация после такого конституционного переворота в Грузии, где Кремль неожиданно решил свои проблемы. И здесь Азербайджан остается на переднем краю недовольства Кремля своей политикой.
Но еще более важным фактором 2013 года будут неизбежные атаки на ядерные инициативы Ирана.
Атаки начнутся Израилем, но так или иначе американцы будут вынуждены вмешаться в этот конфликт. Когда начнутся военные действия, для Обамы или, точнее, американской администрации, будет иметь значение, кто важнее в этой ситуации, и кто может сделать больше полезных вещей - Баку, который будет вовлечен, так или иначе, в этот конфликт, или Москва.
Вашингтон будет взвешивать, кто ему нужнее и полезнее в контексте военной акции вокруг Ирана и соответственно определять свою политику.
- У некоторых экспертов складывается такое ощущение, что американцы, конкретно администрация Обамы, уходят с Южного Кавказа. Так ли это на самом деле?
- Во-первых, политика Обамы - это вообще уходить, откуда возможно, это политика ухода Америки от своей глобальной ответственности. Это глубокая философия Обамы.
Обама воспитан своей матерью, которая была не только коммунисткой, а какой-то крайне левой в своих политических взглядах и которая внушала ему, что Америка - это империалистическая держава. И эта концепция у него осталась. Об этом мне рассказывали его ближайшие советники.
На сегодняшний день США выказывают очень большой интерес ко всем странам, прилегающим к Ирану, если даже не в долгосрочной перспективе, то в контексте событий, которые будут развиваться вокруг Тегерана.
- Несколько месяцев назад мы брали у вас интервью, и вы говорили о возможности нападения на Иран со стороны Израиля в октябре. Этого не произошло. Как вы считаете, почему?
- Если вы помните нашу беседу, я говорил, что израильтяне будут ожидать до последнего момента результатов выборов в США.
Я тогда указал, что они очень надеются на победу Ромни, который был бы более благожелательным к ним.
Они считали, что если будет побеждать Обама, то они, скорее всего, ударят в октябре, так как не надеялись на большую поддержку Обамы в будущем, а во время избирательной кампании он был бы вынужден им помочь.
Видимо, они до последнего момента надеялись на победу республиканцев. Мы все помним, что в октябре, после первого провального дебата Обамы были надежды, что Ромни все-таки победит, и израильтяне решили подождать до прихода его в Белый дом.
Ромни теперь не придет, ждать нечего, надо начать подготовку к этой неизбежной операции.
В частности то, что происходит сейчас в Газе надо рассматривать как зачистку тыла, потому что в случае атаки Израиля на Иран все эти террористические организации обрушились бы на него, возможно, были бы и ракетные удары по Израилю, поэтому здесь нужна необходимая зачистка.
Просто сейчас планы изменились. Для Израиля абсолютно неприемлема иранская атомная бомба.
Последний доклада МАГАТЭ, опубликованный уже после президентских выборов, подчеркивает, что Иран еще дальше продвигается к обладанию ядерным оружием.
Поэтому повторю, что удар Израиля, которого Обама очень не хочет, неизбежен и всего лишь отложен.
- Она не особа нужна технически, она старая советская. Сейчас все можно делать без Габалинской РЛС. Для Кремля он важен как символ военного присутствия.
Поэтому она там держится не из-за военных, а из-за таких геопсихологических факторов.
Азербайджан резко поднял цену. Не знаю, чем закончатся эти переговоры. Скорее всего, будет согласована какая-то сумма.
- Может ли Грузия открыть железную дорогу из Абхазии в Армению, и тем самым снять блокаду Армении?
- Думаю, что это большое желание Москвы и новое грузинское правительство будет с этим считаться. Тем более оно сейчас демонстрирует готовность наладить отношения с Москвой и идти навстречу своей бывшей автономии - Абхазии.
Как первый шаг, как они мечтают о будущей конфедерации, было бы налаживание нормальных отношений. Это укладывается в философию и планы нового грузинского правительства, и, скорее всего, это будет сделано.
- Будет ли в 2013 году какое-либо продвижение в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Я не вижу для этого каких-нибудь перспектив. Наоборот, судя по последнему заявлению армянского президента о том, что в случае иранского конфликта может начаться война между Азербайджаном и Арменией, стороны не готовы к какому-то продвижению.
Эльшан Рустамов