Должен ли Азербайджан стать частью БРИКС?
Автор: Мурад Ахундов
Стало известно, что Азербайджан подал заявку на вступление в БРИКС.
Эта новость не стала неожиданностью, так как несколько дней назад, накануне визита президента России Владимира Путина в Баку, посол Азербайджана в Москве Полад Бюльбюльоглу заявил, что страна хотела бы присоединиться к БРИКС.
В эпоху мирового раскола и нестабильной геополитической и геоэкономической ситуации, когда традиционные международные институты ежеминутно теряют свое влияние и репутацию, новые организации становятся все более актуальными. Несомненно, БРИКС является одной из таких организаций.
БРИКС как серьезная экономическая структура с единой экономической системой все еще находится на начальной стадии развития, но война в Украине, блокировка традиционных экономических маршрутов и ухудшающиеся отношения между глобальными игроками создают благоприятную почву для появления новых механизмов и альтернативных маршрутов. Сегодня БРИКС воспринимается в мире как антизападная структура, направленная против гегемонии США и Евросоюза, хотя страны-члены организации не определяют ее таким образом, поскольку она включает в себя государства из разных географических регионов, цивилизаций и центров силы, в том числе и страны глобального Юга, создавая тем самым многополярный миропорядок и предлагая альтернативное экономическое сотрудничество.
Власти Азербайджана, которые неоднократно заявляли о своей приверженности многовекторному миру и созданию альтернативных транспортных маршрутов, сделали большие шаги в деле превращения страны в международный транспортный хаб. На протяжении многих лет в развитие транспортных маршрутов и создание производственных площадок для бизнеса и инвестиций вкладывались многомиллионные инвестиции. Учитывая растущее влияние Китая и зависимость Европы от альтернативных поставок энергоресурсов, новые пути актуальны как никогда.
Что такое БРИКС?
БРИКС была создана как платформа для взаимовыгодного партнерства, обеспечения финансовой и социальной стабильности в каждой из стран-участниц. Ранее в организацию входили только Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Но за последние годы число желающих присоединиться к платформе выросло в несколько раз. В начале 2024 года БРИКС увеличилась на пять государств. Ключевая платформа для развивающихся рынков и стран официально приняла в свои ряды пять новых членов – Иран, Египет, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Эфиопию.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто заявил, что Анкара тоже изъявляет желание присоединиться к БРИКС. В июне текущего года близкое к Кремлю издание «Известия», ссылаясь на свои источники, сообщило, что получило полный список стран, которые хотят присоединиться к БРИКС в качестве полноправного члена или государства-партнера. Всего в списке было 28 стран, в том числе Азербайджан, Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Беларусь, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Гондурас, Зимбабве, Индонезия, Казахстан, Куба, Кувейт, Марокко, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Сенегал, Сирия, Таиланд, Турция, Уганда, Чад, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Эритрея и Южный Судан.
Хотя в настоящее время в БРИКС входят страны из разных географических регионов, от Африки до Латинской Америки, данная платформа является продолжением треугольника сотрудничества, который изначально был разработан между Россией, Индией и Китаем для «обеспечения стабильности в Евразии». Но сегодня БРИКС по тем или иным причинам уже вышла за рамки своей основной миссии и стала частью усилий по созданию экономического и политического баланса на глобальном уровне.
Быстрое расширение БРИКС является показателем ее успеха и признания в качестве альтернативной экономической и политической повестки дня. Включение стран с разными интересами, идеологией и уровнями экономики выступает в качестве важного элемента, который может затруднить обретение полной организационной идентичности в рамках общих целей.
БРИКС – альтернатива доллару
Не секрет, что основные страны, точнее «отцы-основатели» БРИКС – Россия, Китай и Индия – не являются союзниками Соединенных Штатов. Отношения между Вашингтоном и этими тремя крупными мировыми державами, мягко говоря, остаются натянутыми. Идеологически БРИКС выступает за развитие торговли в национальных валютах и создание платежной системы в национальных валютах, которая снизит зависимость от западных экономических систем. Однако отношения между членами БРИКС тоже нельзя назвать идеальными, что затрудняет превращение платформы в мирового гиганта. К примеру, Индия поддерживает проекты Китая, но лишь в соответствии со своими национальными интересами. Она выступает за диалог и посредничество, а не за принятие чьей-либо стороны в конфликте между Западом и Россией, особенно в период войны в Украине. Такое отношение проистекает из желания Индии обеспечить свое развитие, получая помощь как со стороны БРИКС, так и со стороны Запада. Однако такой подход вызывает разногласия между Индией и Россией в отношениях с Западом и порой мешает БРИКС принимать совместные решения. Но появление новых стран-членов и расширение состава БРИКС могут значительно уменьшить разногласия за счет разработки общих интересов.
Азербайджан и БРИКС
БРИКС выделяется как институциональный механизм против однополярной мировой системы, ориентированной на Запад, в то время как Китай подходит к этой структуре с целью предоставления большего количества экономических выгод. Конечно, официальный Баку тщательно оценил внутреннюю динамику этой структуры, уровень сотрудничества между странами-членами и ее стратегическое видение. БРИКС может предложить важную платформу для увеличения торговли между государствами и создания новых экономических возможностей. Азербайджан, конечно же, может получить экономические выгоды, улучшив свои торговые отношения со странами-членами БРИКС.
Но, несомненно, важнейшей причиной остается старая добрая геополитика. Индия, которая активно вооружала и продолжает вооружать Армению, после вступления Азербайджана в БРИКС не сможет занимать такую однобокую и предвзятую позицию. Наоборот, в рамках одной организации перед Нью-Дели откроются новые возможности для сотрудничества с Азербайджаном и Россией, от чего власти этой страны отказаться не смогут. Таким образом, БРИКС поможет Азербайджану увеличить не только экономическую, но и политическую мощь. Платформа предлагает важные возможности сотрудничества по энергетическим и инфраструктурным проектам. Получая выгоду от этих проектов, Азербайджан может обеспечить энергетическую безопасность ряда стран и диверсифицировать свои инвестиции в инфраструктуру.