Солист «Yuxu» Джасур Нематов о возможном объединении легендарной азербайджанской рок-группы, возвращении на сцену и не только – ВИДЕО | 1news.az | Новости
Интервью

Солист «Yuxu» Джасур Нематов о возможном объединении легендарной азербайджанской рок-группы, возвращении на сцену и не только – ВИДЕО

Солист «Yuxu» Джасур Нематов о возможном объединении легендарной азербайджанской рок-группы, возвращении на сцену и не только – ВИДЕО

Интервью 1news.az с солистом легендарной азербайджанской рок-группы «Yuxu» Джасуром Нематовым.

- Вас очень долгое время не было в медийном пространстве – куда вы пропали и чем занимались все это время?

- Специально я ни от кого не прятался. Многие знают, что в 90-е годы я в составе группы «Yuxu» переехал в Турцию, бросив все нажитое в Москве, и можно сказать, что начал жизнь с нуля, так как нам предложили контракт. Но, к сожалению, в итоге мы не получили то, что хотели, и то, что нам обещали – вид на жительство и на работу нам так и не был сделан, очень многое осталось исключительно в планах.

Выпустили в Турции альбом, который стал лидером всех возможных хит-парадов – в Турции очень популярно направление «анатолийский рок», а то, что делали мы тогда, было для их слушателей в новинку - более классический рок с элементами азербайджанской национальной музыки, который был принят на ура. Но, как я сказал ранее, нам много чего обещали… В течение двух лет проживания в Турции мы записали следующий наш альбом – запись происходила, так как это нужно было по контракту, а группа уже находилась на грани распада. По крайней мере, я уже понимал, что нет никакой перспективы и обещанного не произойдет.

Полтора года прожили в Турции нелегально, постоянно был страх, что в любой момент нас могут депортировать, поэтому я все оставил и уехал в Москву, где получил третье высшее образование и стал работать в области юриспруденции.

- Уверен, что все это время музыка была с вами.

- Все эти 30 лет мучился тем, что было столько созданной мной музыки, но я не понимал, что с ней делать далее. Для кого она, кому она нужна и т.д. Плюс моя работа не предполагала чего-то подобного, а наоборот, приветствовала закрытый образ жизни, отсутствие в социальных сетях, в которых я появился сравнительно недавно. Жил в полной тишине, но в этот период очень многое внутри меня накопилось. Определенным поворотным моментом стал звонок из Баку в прошлом году от организаторов рок-фестиваля под названием «Xəzərin sahilində,» на который меня пригласили выступить.

Все это время я поддерживал связь с Vugarixx, который сделал в свое время интересную версию песни «Xəzərin sahilində» - я сам связался с ним, мы подружились и именно он знакомил меня с тем, что происходит в современной азербайджанской музыке, через него я узнал немало молодых талантливых ребят. И получив приглашение, я в силу определенных комплексов, накопившихся у меня за последнее время, не думал даже о том, что вновь выйду на сцену – изначально согласился просто открыть фестиваль, но было огромное количество звонков о том, что я должен выйти на сцену и спеть. Но я не пел на сцене в течение 25 лет и скажу честно, испытывал легкий мандраж. Но выйдя на сцену, я после первого куплета понял, что я все еще в неплохой форме (улыбается), что придало мне уверенности, как и то, что зрители пели песни в унисон со мной, зная слова наизусть, а это уже третье поколение. Тогда внутри меня что-то ёкнуло и напрягло - напрягло по причине банальной, ведь когда я ушел со сцены, я даже одну десятую часть того, что хотел сделать, не сделал. То есть, у меня так много внутри осталось, потому что возможности, которые сегодня есть, и возможности, которые были 25 лет назад, несравнимы.

На меня еще очень подействовала и пандемия, когда все могло измениться за несколько секунд. Поэтому я решил претворить в реальность свою неосуществленную мечту и показать слушателям все, что накопилось во мне за последние 25 лет. И большую роль в этом сыграли и молодые азербайджанские артисты, и музыканты, предлагавшие мне коллаборации, но желавшие обратиться к старому репертуару, на что я отвечал им категорически «нет», так как это уже история и у меня достаточно нового интересного музыкального материала.

- Расскажите, как создаете этот новый музыкальный материал?

- Не считаю себя музыкантом, так как у меня нет музыкального образования и я безграмотный любитель музыки. Мне необходим постоянный аккомпанемент, но благодаря тому, что я узнал, что есть такой формат как «фри бит» и его очень много, а это и есть аккомпанемент. Это и стало толчком того, что я ушел в свой маленький локальный космос в музыке. Узнал о «фри бите» я, готовя коллаборацию с одним из азербайджанских артистов, и вдохновленный сделал за один день около 25 треков в своем формате – скажу, что у меня нет каких-либо ограничений по жанрам, то, что я создаю, это не обязательно рок-музыка. К примеру, люблю формат рэп с припевом и считаю, что у него своя энергетика. А формат – рэп со вкусным припевом, как в песне «Yollar», автоматически увеличивает количество слушателей, привлекая внимание новой аудитории.

Но надо быть объективным – мало ли, что там себе дяденька напридумал и решил все возобновить (улыбается). Мне необходимо актуализировать все, что я делаю, чтобы понять, насколько я актуален сегодня и в этом мне помогла молодежь – ребята из музыкального лейбла KHAMSA Records Мурад Надиров и Азим Гараев, которым я показал свои музыкальные черновики, над которыми мы начали работать сообща и в скором времени вы услышите результат нашего совместного творчества. Одна из этих песен - «Yollar», исполненная мной с Xpert’ом была очень тепло встречена слушателями.

- Вы ожидали, что «Yollar» станет хитом и будет очень популярна в TikTok, где на трек снято уже около 10.000 роликов? Делали ставку на эту песню?

- Нет, так как у меня помимо этой песни, есть еще около 100 черновых вариантов песен, причем, о многих треках я и забыл, так как просто откладываю их. Всегда говорил и буду говорить, что никаких ставок на ту или иную песню делать не стоит – банально, чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться. Не стоит ждать чего-то от песни. Создал, записал, запустил и всё, она живёт своей жизнью. Иди дальше. Это как в футболе - игра закончилась, завтра следующая. Невозможно вычислить, какая бы гениальная ни была песня, что завтра это будет хит или нет. Никто в сегодняшнем мире не может это сделать, потому что полностью все нарративы изменились абсолютно с ног на голову.

Но в песне должна быть душа и энергия, есть вещи, которые словами очень сложно объяснить. А успех «Yollar» я вижу в том, что текст припева близок каждому из нас, поэтому она и полюбилась. Интуитивно можно просчитать какие-то детали, но в целом просчитать возможный успех песни невозможно. Я мелодист, у меня проблемы со словами, но я категорически против пустых, абсолютно безликих мелодий. Впадаю в эйфорию, создавая песни - так было при создании «Xəzərin sahilində» - это сложно объяснить словами, будто вышел на охоту и получил в итоге, то что искал. Это необъяснимые вещи, но, по крайней мере, у меня внутри так происходит. Я опять вернулся к этим ощущениям и эмоциям, которые не испытывал долгое время, чему очень рад. Понимаю, что музыка станет моим наследием и даже после того, как я уйду, если меня будут слушать только 10 человек, по любому это будет моим следом в жизни.

Мне сказали, что в комментариях пишут, что я постарел, голос уже не тот, но совсем скоро выйдет песня, которая станет своеобразным ответом на подобные комментарии – никому ничего не хочу доказывать, но прослушав эту песню, вы поймете, что я не просто в силах, а могу еще и круче спеть и создать (улыбается).

- То, что сейчас с вами происходит в творческом плане, вы можете назвать возвращением на большую сцену?

- Я уже взрослый человек и должен отдавать себе отчёт, для чего я это делаю, какова моя конечная цель? Но как бы это ни звучало пространно, у меня нет какой-то цели по покорению высот и каких-то выступлений. У меня просто есть огромное количество музыки и я просто хочу поделиться ею. За 30 лет пока меня не было, я свой потенциал не использовал, он во мне приумножился. Я пришел просто с полными мешками музыки и изначально, честно скажу, столкнулся с недопониманием и вопросами о том, где я был, что я пел и т.д., и старт был не особо активный. Меня это не обидело никак, так как я могу смотреть на себя со стороны.

Возможно, что и я так же отреагировал бы на человека, который раньше пел, потом пропал на десятки лет и вернулся неожиданно. Я поделился своими мыслями с Талехом Юзбековым, который сказал мне: «Делай и ничего ни от кого не жди, они сами придут в итоге». Последовал его совету и вижу, как сейчас все буквально лавиной меняется и сотрудничать со мной хочет огромное количество творческих людей, с которыми мы создаем новую трендовую музыку и звуки, ведь с моего ухода со сцены прошло 30 лет и многое поменялось и нужно идти в ногу с музыкальным временем.

Я рад тому, что в моей жизни вновь открылась дверь в музыку и я сам открыл ее. Это мой локальный космос, который буквально стал зарядом новой энергии моей жизненной батареи. И пока все идет так, как идет, я буду делать свою музыку для того, чтобы у азербайджанских слушателей был выбор.

- В ходе беседы вы несколько раз затронули тему возраста – интересно каково ваше отношение к возрасту?

- Человек психологически определяет свой возраст и сегодня я не вижу никаких оснований для того, чтобы причислять себя к пенсионерам. Когда-нибудь всё это придёт и ко мне, но я очень сомневаюсь. Не ощущаю себя старым, и телом, и ментально, и не вижу никакой разницы в себе сегодняшнем и себе 30 лет назад. Стараюсь поддерживать свою физическую форму, боксирую. Ментальная составляющая также имеет большое значение. Каждый стареет по-разному – мне очень интересно общаться с молодежью, в процессе общения с которой, я понял, что с молодежью мало кто общается и у них есть необходимость обращения к нашему поколению. У них есть огромное количество вопросов, на которые мало кто отвечает, и ситуаций, которые мало кто с ними разбирает. У самой молодежи есть необходимость в общении, и я пытаюсь им дать ответы на хоть какое-то количество вопросов. Не ощущаю своего возраста совсем, возраст – это опыт, и я рад тому, что я опытный чувак (смеется).

- Как сегодня создать песню, подобную «Xəzərin sahilində», сохранившую актуальность и любовь слушателей на протяжении трех десятилетий?

- Участники группы «Yuxu» достаточно часто ссорились, и эта песня родилась именно в момент одной из таких ссор, произошедших на одной из репетиций. Каждый сидел в своем углу и что-то бренчал, гитарист играл какие-то аккорды, которые я пропел у себя в голове один раз, а затем, не останавливаясь, множество раз. Затем вытащил первый попавшийся листок с текстом из коробки, куда мы складывали тексты, и пропел – слова идеально легли на мелодию, и я тогда впервые впал в эйфорию.

Это очень сложно словами объяснить, тогда не понимал, как это происходит. Ключевые песни «Yuxu» создавались так, в результате творческой искры – и это нравилось не только мне, а всем. Когда загорается эта искра, то все получается! По крайней мере тогда было так.

- Если бы песня «Xəzərin sahilində» была выпущена сегодня, она стала бы абсолютным хитом?

- Не думаю. В свое время она стала хитом по причине того, что то время было временем перемен. Это было время Виктора Цоя и группы «Ласковый май» - разные форматы, огромное количество музыки, которой раньше не было. В воздухе буквально было сумасшедшее ощущение каких-то сумасшедших перемен. Всем казалось, это прямо ощущалось, что что-то сейчас должно измениться. «Xəzərin sahilində» стало той самой яркой краской, раскрасившей это время перемен.

Еще эта песня тогда зашла и потому, что роковый музыкальный формат в Азербайджане отсутствовал как таковой – мы первыми стали петь авторские песни в формате рок-музыки, полностью отказавшись от исполнения кавер-версий. И сегодня я не могу петь чужие песни, это будто чужую вещь одеваешь, ну разве что только в караоке.

Нам в свое время удалось сломать стереотип у слушателей о том, что фирменная музыка может звучать не только на иностранном языке, но и на нашем родном азербайджанском языке. И это тоже сыграло определенную роль в популяризации «Xəzərin sahilində». Если бы она вышла сегодня, она могла бы показаться слушателям обычной, учитывая разнообразие музыкальных жанров и артистов.

- Вы отметили, что будете делать свою музыку для того, чтобы у азербайджанских слушателей был выбор – а кого в современной азербайджанской музыке выбираете сегодня вы сам?

- У меня есть какое-то имя, творческий вес, но как все это использовать, я не понимал, не видел конечную цель. На каком-то этапе я понял, что своим опытом я могу помочь азербайджанской творческой молодежи, которые как-то смогут обратить на себя внимание слушателей с помощью меня. Я познакомился в Азербайджане с огромным количеством талантливой молодежи, которую мне хотелось бы собрать в большой студии или творческом центре, и дать им шанс проявить себя в творчестве, сделать первые шаги. Готов каждому дать по песне.

Мне жаль, что огромный процент талантливых ребят не имеет возможности проявить себя, и просто творчески гаснут, а им нужно дать всего лишь один шанс проявить себя. Вот эту идею с творческим центром и студией звукозаписи для молодежи я очень хочу воплотить в жизнь. Из Азербайджана могут выйти новые Биберы, Джексоны, да кто угодно – но всем им не нужно ориентироваться только на локальный рынок, следует ориентиром брать глобальный, который сейчас полностью открыт. Жаль, что в мое время не было таких возможностей для выхода на мировую сцену, которые есть у молодежи сегодня.

- Если говорить о глобальном мировом музыкальном рынке, то сейчас на нем большой тренд на ностальгию – возможно ли, что на фоне этого тренда оставшиеся участники легендарной азербайджанской рок-группы «Yuxu» объединятся?

- Это один из вопросов, которые мне задают довольно часто, и я всегда отвечаю на него, что это невозможно по ряду объективных причин. Первая и самая главная состоит в том, что основателя группы Ибрагима Эмина уже нет с нами. Allah rəhmət eləsin!

Группа «Yuxu» была красивой сказкой, и я хочу, чтобы у многих в памяти она осталась именно такой. Многие зарубежные рок-группы гастролируют до сих пор или вновь объединяются, звучат и выглядят они порой не очень хорошо. Я понимаю, что «Yuxu» это история, но наш слушатель подсознательно запомнил всех нас именно такими, какими мы были 30 лет назад и навряд ли готов увидеть нас сегодняшних. Не хочется ломать слушателям сказку, пусть мы останемся в памяти красивой сказкой и никого не разочаруем.

Это мое мнение о возможном объединении, хотя, может, другие участники и думают иначе. Но еще нужно понимать и то, с чем в случае объединения мы будем выступать? С пятью нашими самыми популярными треками? Это займет минут 20, а что дальше? Конечно, у нас есть немало песен, но это более жесткий рок, не столь популярный у нас, и я не уверен, что слушатели захотят услышать их на концерте. Готовы ли все три поколения наших слушателей слушать на концерте что-то помимо 5 наших хитов? Не думаю, так как другая наша музыка, если и наберет зал, то на 200-300 человек, не более.

По мне, так суть же не просто вновь просто объединиться… Были попытки сделать когда-то концерт, но для концерта нужно минимум 2-3 месяца репетиций, а вряд ли все мы сможем отложить ради этого свои дела, так как у каждого из нас своя жизнь и своя работа. И если говорить о вероятности объединения группы «Yuxu», то скажу, что она равна нулю.

Да и не хочу я возвращаться в прошлое, так как у меня есть новый материал. Не говорю, что он мега-супер, но готов делать и делаю новую музыку и уверен, что часть этой музыки обязательно найдет своего слушателя, так как делаю я вкусный музыкальный продукт. Вот, к чему я стремлюсь сегодня. Не важно, кем я был когда-то, сегодня я готов помочь всем молодым артистам сделать шаг вперед и вывести их на новую ступень. И я рад, что сейчас сотрудничаю с молодыми артистами, которые горят творчеством и им достаточно того, что я рядом и являюсь для них мотивацией. Рад и тому, что не только могу передать им свою музыку, но и поделиться энергией, а они делятся энергией со мной – и в итоге этот взаимный обмен энергиями рождает интересные песни, которые вы совсем скоро услышите!

Поделиться:
3261

Последние новости

Все новости

1news TV