Валерий Чечелашвили: «Не надо воспринимать любое начинание на постсоветском пространстве, как нечто направленное против России»
Эксклюзивное интервью 1news.az с первым заместителем министра иностранных дел Грузии Валерием Чечелашвили
Как известно, 19 июня в Баку будет проходить очередной саммит глав государств-членов ГУАМ – региональной организации, объединяющей Грузию, Украину, Молдову и Азербайджан. О деятельности ГУАМ за годы существования и перспективах дальнейшего развития рассказываетВалерий Чечелашвили.
- Я не сомневаюсь в потенциале и перспективах развития этой организации. Более того, ГУАМ имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими региональными организациями, которых достаточно много в этой части мира. Основное преимущество ГУАМ заключается в том, что у четырех государств-членов этой организации существуют практически совпадающие внешнеполитические повестки дня. Объединение ГУАМ уже доказало свою жизнеспособность, несмотря на то, что оно только год назад стало полноценной международной региональной организацией. До этого это была лишь инициатива. Но ГУАМ за время своего недолгого существования смог добиться того, чего уже многие годы не могут добиться другие аналогичные международные организации. Например, на пространстве ГУАМ сформирована зона свободной торговли, и внутренняя торговля между странами ГУАМ уже превысила 2 млрд. долларов США. Это - серьезная цифра.
Во-вторых, мы основали виртуальный центр борьбы с организованной преступностью. Этот центр, основанный на самых современных телекоммуникационных технологиях, позволяет нашим правоохранительным органам гораздо эффективнее бороться с различными видами преступлений. Это является одним из подтверждений эффективности ГУАМ уже сегодня. Кроме того, мы разрабатываем проект содействия развития транспорта и торговли, который предусматривает унификацию и синхронизацию всех таможенных и пограничных процедур, дабы торговля в рамках ГУАМ, основанная на режиме зоны свободной торговли, развивалась безо всяких ограничений.
С большим интересом мы ожидаем Бакинский саммит ГУАМ 19 июня сего года. На нем планируется подписание ряда документов, которые продолжат институционализацию ГУАМ с одной стороны, а с другой – создадут новую платформу для регионального сотрудничества в четырехстороннем формате. Помимо этого на предстоящем саммите ожидается проведение нескольких блоковых встреч, которые позволят нам выработать стратегии развития ГУАМ в области экономики, торговли, энергетики, культурно-гуманитарной области, в сфере борьбы с оргпреступностью, терроризмом и агрессивным сепаратизмом. Также состоится заседание национальных координаторов, Совета министров иностранных дел и венцом всех этих мероприятий станет саммит президентов стран-членов ГУАМ 19 июня. На саммите ожидается много приглашенных гостей. Очень приятной новостью для нас всех стало то, что согласие участвовать в работе саммита выразили президент Румынии Басеску и президент Польши Качиньский. Я думаю, такое внимание подтверждает неугасимый интерес внешних партнеров ГУАМ. Кроме того, есть договоренность о проведении, согласно нашей традиции, отдельной встречи в формате ГУАМ-США. Также предусмотрена отдельная встреча в формате ГУАМ-Япония. США и Япония будут представлены заместителями министров иностранных дел.
- Не следует ли нам, по причине такого внимания к организации ГУАМ, ожидать ее расширения в будущем?
- Я не исключаю этой возможности. Более того, я могу практически со 100% уверенностью сказать, что расширение ГУАМ будет. Другой вопрос – когда и за счет каких стран?
В уставе ГУАМ эта возможность предусмотрена. Мы – открытая организация для всех стран, которые разделяют цели и принципы ГУАМ. Но для начала надо стать привлекательной организацией, которая должна занять достойное место в новой системе международных отношений, которая формируется в регионе. Плюс она должна найти себе место в среде множества региональных организаций, которые претендуют на многие вещи в регионе. Как только это произойдет, я уверен, что интерес к нашей организации возрастет во много раз, и не исключено, что будут сделаны соответствующие заявки на членство в ГУАМ. Но, во всяком случае, наш устав – довольно гибкий документ, который предусматривает несколько ступеней сотрудничества ГУАМ с внешними партнерами. Это – страна-наблюдатель (страна получает статус наблюдателя), страна-партнер (этот статус предусматривает сотрудничество с ГУАМ в конкретной области, скажем, в энергетике или транспорте и т.д., по выбору самой страны, желающей стать партнером) и самый высший статус – интеграция в ГУАМ в качестве полноправного члена.
- Как вы считаете, не мешает ли сотрудничеству в рамках ГУАМ различия как внутриполитического устройства (Азербайджан и Грузия – президентские республики, Украина и Молдова – парламентские), так и внешнеполитической ориентации между странами-членами ГУАМ (Грузия и Украина нацелены на интеграцию в НАТО, Азербайджан и Молдова об этом пока не заявляли)?
- Я думаю, что нет. Конечно, в отношении интеграции в НАТО здесь есть различия. Грузия заявила о своем однозначном намерении интегрироваться в НАТО. Украина также более или менее близка к формулированию схожей позиции по вступлению в НАТО. Но там есть некоторые расхождения в тактических вопросах между президентом и правительством. Молдова четко заявила о своем нейтралитете. Это изложено у нее в Конституции.
Азербайджан, как мне известно, четкого заявления в отношении вступления в НАТО не делал. В то же время все 4 страны находятся на разной степени сотрудничества с НАТО. Например, все 4 страны участвуют в натовской программе «Партнерство во имя мира».
Что касается вопроса об отношениях с Евросоюзом, то тут у нас больше схожего. Мы находимся в рамках одной политики добрососедства ЕС. Все 4 страны заключили аналогичные соглашения по индивидуальным планам развития отношений с ЕС. Даже, несмотря на то, что Молдова и Украина начали процесс интеграции в ЕС на несколько лет раньше Грузии и Азербайджана, но, тем не менее, если посмотреть на темпы приближения и темпы работы, то мы сейчас находимся на одном уровне. Во всяком случае, все 4 страны выразили желание интегрироваться в евроатлантическое пространство. Формы членства в этом пространстве могут быть разными. Это может быть полноправное членство в НАТО, партнерство с НАТО и т.д. Но стратегическая линия у нас общая. Это хорошо видно на примере наших концепций стратегического развития стран. Ведь с чего начинался ГУАМ – эти 4 страны, работая в рамках различных международных форумов, стали замечать, что по различным вопросам они голосуют идентично. Тогда и появилась идея, что если у нас такая близость мышления, то почему бы нам не организоваться в формате 4-х.
Поэтому работа в рамках ГУАМ будет способствовать дальнейшему сближению позиций этих четырех государств, соответственно формировать единое мировоззрение, которое будет способствовать не только индивидуальному развитию государств, но и развитию ГУАМ и этого региона в целом.
- Не мешает ли одновременное членство в ГУАМ и других региональных и международных организациях, а также намерение интегрироваться в НАТО и ЕС, друг другу?
- Я не буду говорить за другие страны ГУАМ, но, что касается Грузии, я могу сказать одно: да, нашим приоритетом является членство в НАТО, но мы не говорим сегодня о том, что хотим быть членами ЕС. Мы говорим о том, что нам необходимо пройти еще долгий путь и нам на первом этапе необходимо использовать все ресурсы, весь потенциал в рамках европейской политики добрососедства. Мы этим документом довольны, считаем, что он будет способствовать нашей интеграции в евроатлантическое пространство. Там есть некоторые моменты, которые в равной степени касаются и Азербайджана, о том, что по завершении выполнения этой программы ЕС заключит с Грузией (я думаю, что также будет и в отношении Азербайджана) новый, более высокого уровня документ, регулирующий двусторонние отношения. На данный момент это договор «О партнерстве и сотрудничестве». Какой документ заменит его, сегодня пока еще рано рассуждать на эту тему. Потому что те 3-4 года, за которые мы будем выполнять существующий договор – это серьезный срок, и за это время многое может в регионе измениться. Мы начнем думать о новом тогда, когда выполним уже имеющийся и подписанный документ.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса о том, что мы – члены разу нескольких международных и региональных объединений, это совершенно нормальное явление. Просто каждое государство самостоятельно решает для себя какая организация является для него приоритетной. Я могу сказать, что для Грузии на данном этапе приоритетными направлениями являются членство в ГУАМ и развитие сотрудничества в формате ГУАМ. Все остальное, по сравнению с ГУАМ – не столь важно. Да, мы являемся членом СНГ. Да, мы считаем, что потенциал нашего членства в СНГ еще не исчерпан полностью, хотя бы потому, что в СНГ у нас есть много друзей: те же самые Украина, Азербайджан и Молдова. Поэтому мы используем площадку СНГ для отстаивания наших национальных интересов. Как только мы удостоверимся, что это становится совершенно бесполезно и неэффективно, то мы примем соответствующее решение.
- Как известно, одним из противников ГУАМ с самого его создания и по сию пору является Россия, где многие считают, что ГУАМ – антироссийская организация. Насколько оправданы эти опасения российских политиков? И насколько членство в ГУАМ может мешать членам этой организации в их отношениях с Россией?
- Нам это не мешает в отношениях с Россией, так как мы этот вопрос с Россией не обсуждаем. Мы считаем, что Грузия самостоятельно представляет свои внешнеполитические интересы.
Что касается отношения России к организации ГУАМ, то при создании этого объединения никто у России не спрашивал ее отношения, и это никого тогда не интересовало. Наши документы прозрачны. Наш устав и прочие документы, регламентирующие деятельность ГУАМ, помещены на сайте этой организации. Поэтому каждый, кто может читать, может легко их прочесть и если вы или кто-то другой покажете мне хоть одну строчку, где указано, что действия ГУАМ направлены против России или каким-то образом ущемляют ее интересы, то я на следующий же день напишу заявление об отставке с поста генерального секретаря ГУАМ.
Я думаю, что не надо воспринимать любое начинание на постсоветском пространстве, как нечто направленное против интересов России. Мы пытаемся организовать новое цивилизационное пространство в этом регионе. Мы хотим доказать, что можем сотрудничать, и можем сделать так, чтобы нашим бизнесменам, нашим людям будет легче жить. В конце концов, мы можем общими усилиями способствовать тому, чтобы жизненные стандарты наших людей повысились. Все те проекты, о которых я вам в начале рассказал, как раз на это и направлены.
Если Россия посчитает для себя интересным участие в нашей общей системе борьбы с организованной преступностью – милости просим. Если Россия хочет участвовать в зоне свободной торговли, то мы тоже с удовольствием это предложение рассмотрим. Но это сотрудничество должно быть равноправным и полноценным безо всяких запретительных или разрешительных списков. Если российская сторона к этому готова, то мы с удовольствием рассмотрели бы этот вопрос. Я готов на консультациях, и думаю, соответствующий мандат мною будет получен, объяснить принципы и правила деятельности ГУАМ всем другим, включая и наших российских партнеров. Но должна быть готовность услышать нас.
- А если вдруг Россия заявит о желании вступить в ГУАМ, какова будет ваша реакция?
- Если Россия разделит все те принципы, что сформулированы в уставе ГУАМ, мы с удовольствием примем ее в полноправные члены этой организации. Думаю, что ни одна страна не будет против, ибо членство России в ГУАМ будет означать, что никаких конфликтов на постсоветском пространстве не будет.
Роман Темников, собкор 1news.az в Грузии