Йохан Хаумер: «Каспийский регион для нас очень интересен, поскольку он близок к европейским рынкам»
Эксклюзивное интервью 1news.az с представителем EconGas - тренинговой и маркетинговой компании концерна OMVAG Йоханом Хаумером
- Господин Хаумер, какие проекты намеревается OMVAG реализовать в Азербайджане?
- Для нас очень интересен Каспийский регион, поскольку он близок к европейским рынкам. Рынок, в котором заинтересован концерн OMV – рынок от Шварцвальде на западе Германии до Черного Моря. На этой территории живет около 150 млн. человек. OMV занимает ведущую позицию и является крупнейшим энергетическим концерном на этой территории.
Основные сферы деятельности OMV– геологическая разведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка, вплоть до сбыта и распределения конечному потребителю как нефтепродуктов, так и природного газа.
С Азербайджаном наше сотрудничество только начинает зарождаться. В начале этого года в Баку состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и главы концерна Вольфганга Руттенсдорфера, в ходе которой были обсуждены возможные сферы деятельности концерна в Азербайджане.
Концерн заинтересован в том, чтобы наладить такое сотрудничество с Азербайджаном, которое отвечало бы интересам обеих сторон. Мы хотели бы заниматься разведкой и добычей углеводородов и являться потенциальным покупателем азербайджанской нефти и природного газа.
Как вы знаете,OMVAG является ведущей организацией, осуществляющей проект газопроводаNabucco, идущего по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии, до газового узла на территории Австрии. Там идет поток российского газа с Востока. Австрия является неким узлом, откуда газ направляется в разные стороны.
- Какой газ будет идти по этому трубопроводу?
- Чтобы сделать этот проект экономически выгодным, надо иметь газовые запасы. На данном этапе рассматриваются технические и экономические параметры этого проекта, т.е. откуда берется газ для заполнения трубопровода. Для решения этой задачи имеется несколько источников. Одним из таких потенциальных источников является Азербайджан, который располагает достаточным количеством ресурсов для поставки газа в течение необходимого длительного периода (25-30 лет), чтобы весь проект оказался экономически выгодным.
- Господин Хаумер, хорошо было бы пустить по этому трубопроводу туркменский и казахстанский газ. Можно проложить трубопровод по дну Каспия, а потом соединить с Nabucco, а можно провести газ в сжиженном виде по трубопроводам через Каспий, а потом закачать его в газопровод.
- Технически это вполне возможно. Но это сложный вопрос, так как тут очень много различных аспектов, и какой из этих вариантов будет реализован, я пока затрудняюсь ответить.
- Ведутся ли какие-либо переговоры с азербайджанской стороной?
- Да, переговоры идут и находятся на самом начальном этапе, т.е. предпринимаются попытки определения возможных сфер совместной деятельности.
- С кем вы ведете переговоры, с правительством или ГНКАР?
- Я нахожусь впервые в Азербайджане и для меня ваша страна - это довольно новая сфера деятельности. На данном этапе пока рано сообщать об этом. Мы сообщим вам, как только получим первые результаты.
- Газопровод Nabucco проходит через определенное количество стран. Не станет ли газ, проходящий по этому маршруту, слишком дорогим для конечного потребителя?
- Я думаю, что экономические параметры этого газопровода были тщательно рассчитаны и зафиксированы. Этот проект является приоритетным проектом Европейского сообщества. Фактически – это новая «трасса» для транспортировки энергоресурсов в страны Евросоюза, что крайне важно.
- Чей газ является основным на австрийском рынке?
- На австрийском рынке преобладает российский газ. OMVAG является первой компанией в Западной Европе, которая заключила в 1968 году долгосрочный контракт на поставки российского газа. Сейчас 60-65% газа – этого российский газ. У нас есть и другие источники - мы получаем газ из Норвегии, из Северного моря, Германии, а также с собственных месторождений.
- Не опасна ли такая зависимость от российского газа?
- Если бы мы не застраховались, это было бы опасно. Для того чтобы обеспечить поставки газа потребителям в зимний период, и на случай неожиданных остановок в поставке российского газа, Австрия построила огромное подземное газохранилище. Мы в состоянии жить определенное время без российского газа – до 6 месяцев.
- Считаете ли вы, что строительство подобного трубопровода является попыткой выйти из-под российской зависимости?
- Я хотел бы отметить следующее: российская сторона за эти почти сорок лет сотрудничества оказалась великолепным партнером-поставщиком. Ни разу не было случаев прекращения газа. И при Советском Союзе, и при современной России. Если бы все наши поставщики были бы настолько же надежными и столь же аккуратными как Россия, было бы просто чудесно.
Гюнель Наджафалиева, 1news.az