Пер Станкина: «Значение Азербайджана в мире растет с каждым днем»
Эксклюзивное интервью 1news.az с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия Пером Станкина
- За то время, что вы являетесь послом ФРГ в Азербайджане, какое мнение вы составили о нашей стране?
- Если вы меня спрашиваете как посла, то все очень просто. Значение Азербайджана в мире и, в частности, для Германии, растет с каждым днем. Этот момент очень приятен для меня как для немецкого посла, так как обе страны находятся в дружественных отношениях. Можно привести хороший пример. Ваш президент Ильхам Алиев за последние два года побывал с официальным визитом в Германии три раза. Последний визит президента в феврале этого года был чрезвычайно успешным.
Хотелось бы отметить, что Ильхам Алиев - президент, который производит большое впечатление. Я был почти на всех официальных встречах с господином Алиевым, слушал все его выступления и хочу сказать, что он сумел завоевать публику. Манера речи г-на Алиева великолепна. Особо хочу отметить его публичное выступление в Фонде им. Конрада Аденауэра перед более чем 300 слушателями. Он поднялся на сцену без каких-либо бумаг. В течение часа он выступал, и его речь, связная, разумная, логичная, оставила в нашей памяти глубокое впечатление. Президент провел ряд встреч с министрами федеральных земель, выступил с небольшой речью перед представителями немецкой промышленности. Он встретился с руководителем с президентом федерального совета, министром иностранных дел, министром экономики и, конечно, же, с федеральным канцлером.
Через два-три дня я сопровождал федерального министра иностранных дел г-на Штайнмаера уже здесь в Баку. Мы были вместе на приеме у господина Алиева. Президент сказал то же самое, что и мы не устаем повторять - этот визит был чрезвычайно успешным. Он добавил также, что его визит в Германию должен стать еще одним импульсом для дальнейшего развития отношений между нашими странами. И действительно, из Германии уже приезжали три большие экономические делегации.
Интерес друг к другу растет с каждым днем. Речь идет как о политике, так и об экономике. Наше посольство поддерживает оба этих направления. У нас появилось еще одно направление, над которым мы тщательно работаем – сотрудничество в сфере культуры. Для любого посла Баку - идеальное место для работы. Сотрудничество развивается и приобретает все больший размах.
Если же вы меня спросите как туриста, то могу сказать, что мне здесь очень нравится. Я много езжу по стране и все, что я видел до сих пор, мне чрезвычайно понравилось.
- Как известно, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и другие представители ЕС придерживаются жесткой линии в отношении вступления Турции в ЕС. Насколько обоснована такая позиция по отношению к Турции?
- Это очень сложный случай и мне думается, что вы ошибочно смотрите на эту проблему. Я бы хотел, чтобы вы заглянули в историю. С 1963 года Евросоюз с Турцией имеет договор. В то время в составе ЕС было всего 6 членов. Более 40 лет европейцы все пытаются понять - как им быть с Турцией. Этот длительный процесс завершился историческим событием в 2004 году. Я хотел бы зачитать вам этот момент. Руководители государств и правительств в декабре 2004 года пришли к решению: «Общей целью данных переговоров является вступление Турции в ЕС…». Хочу заметить, речь идет об общей цели Евросоюза и Турции. Через сорок лет все европейцы пришли к выводу, что они будут вести переговоры с целью вступления Турции в ЕС. Далее - второе предложение: «Переговоры являются процессом, у которого открытый конец». То есть переговоры по этому вопросу являются таким процессом, результаты которого изначально нельзя предугадать. Эти два предложения показывают нам,crjkm высокое напряжение заключено в этом длительном историческом процессе. Часть европейцев выступают за вступление Турции в ЕС. Эта тенденция особенно заметна с момента объединения Германии. Есть, конечно, и противники. Чтобы включить всех в этот процесс, ввели второе предложение о процессе с открытым концом.
Обратимся к истории. В то время когда ЕС состоял всего из 6 стран – эти страны и Турция были совершенно разными мирами. Через сорок лет длительных переговоров и обсуждений обе стороны пришли к выводу, что их общей целью является вступление Турции в ЕС. Турция сама выразила желание жить согласно европейским стандартам.
Турция очень сильно изменилась за эти сорок лет. Заметные изменения произошли благодаря ее нынешнему руководству, хотя оно и имеет некоторую религиозную направленность. Это правительство смогло перешагнуть через кризис, который угрожал стране в 2001 году. Правительство добилось высокого экономического роста государства, реформировало уголовный кодекс, отменило смертную казнь. В апреле этого года турецкое правительство обнародовало свой план действий, согласно которому будут проводиться реформы в стране.
Германия, являясь в течение первой половины этого года председателем совета ЕС, надеялась, что этому развитию, которое происходит в Турции, она сможет придать ту оценку, которой оно заслуживает.
В вашем вопросе есть некая негативная оценка. Немцы всегда были за вступление Турции в ЕС. Если спросить турецких политиков, они вам скажут, что немцы – их партнеры. Так сказал министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль во время своего визита в Германию.
Для вступления в ЕС страна должна приобрести те же ценности, что и у ЕС. Например, свободу мнения, свободу прессы, вероисповедания, свободу для женщин и нормальную работу профсоюзов. Должны быть общие права для всех слоев общества. Если страна будет соответствовать всем стандартам, то, конечно, мы примем ее в ЕС.
- На прошедшем саммите ЕС-Россия 18 мая 2007 года президент России Владимир Путин сказал: «Мы не драматизируем ситуацию, понимая, что, прежде чем приступить к переговорам, Евросоюз должен решить и свои внутренние проблемы. Мы относимся к этому с уважением». Какие внутренние проблемы есть у ЕС?
- Несколько дней назад завершилось немецкое председательство в Евросоюзе и результаты, полученные за это время, приятно обрадовали всех. Более двух лет ЕС находился в парализованном состоянии, потому что Франция и Голландия посредством референдумов сказали «нет» Европейской Конституции. После этого ЕС пополнился новыми членами - теперь нас 27. Очень сложно управлять столькими государствами. Но Германии удалось собрать всех воедино и направить в одном направлении. Поначалу существовало сомнение, смогут ли немцы добиться этого? Если бы им не удалось, г-н Путин был бы прав. Но Германии повезло. К счастью, импульс, который мы получили от этой работы, позволил нам перейти на новую ступень общего развития. Я не думаю, что у нас есть какие-то особые внутренние проемы. Во всяком случае, их не больше чем в России.
ЕС состоит из 27 демократических структур, у которых свое представление об этой ситуации. Но могу сказать определенно, нам не нужен свой Путин, который будет диктовать нам, что делать. Мы хотели бы принимать решения совместно.
- Что самое важное в отношениях между нашими странами сегодня?
- В наших отношениях с Азербайджаном целый ряд важных моментов - стабильность страны и ее правительства, дальнейшие дружеские отношения, безопасность в энергетической сфере, которую нам гарантирует Азербайджан. Но каждая из этих целей имеет свою обратную сторону.
К примеру, с одной стороны, мы готовы помогать Азербайджану установить внутреннюю стабильность. С другой стороны, мы видим, что порой Азербайджан сам не поддерживает свою внутреннюю стабильность. Стабильность в стране основывается на демократических правах. Когда руководят страной, не основываясь на демократических правах, это, конечно, угроза для ее стабильности.
Если мы говорим о диверсификации и защите энергоресурсов Азербайджана, то в то же время идет речь о том, что каждая страна должна получать какую-то прибыль, пользу от этой работы.
- Вы упомянули третье направление вашей деятельности - сферу культуры. Какие проекты реализует немецкое посольство в этой области?
- Вы, наверное, знаете Капельхаус. Посольство Германии поддерживает эту структуру. Там мы проводим концерты, различные мероприятия, например, языковые курсы.
В своей деятельности здесь в Баку я открыл еще один интересный момент.
Когда я смотрю из окна своего кабинета, я вижу прекрасную картину – море, старинные здания. Но если посмотреть с обратной стороны моего кабинета, то можно увидеть не самые приятные ландшафты. За последние 6-7 лет в этом городе построили около 800 новых высотных зданий. Большинство из них выглядит просто ужасно – как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения будущих условий проживания в них. Поэтому я открыл для себя еще одну сферу культурной деятельности – архитектуру. В течение последующих полутора лет посольство будет претворять в жизнь проекты в области архитектуры. Могу добавить, что помимо этого наша культурная программа будет расширена новыми проектами, концертами, выставками и т.д.
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
- Я желаю читателям вашего сайта, чтобы они получали достоверную информацию из действительно независимого источника. Сотрудникам агентства желаю такой работы, чтобы правительство вашей страны никогда бы не сказало, что ваше поведение не соответствует определенным нормам. Я говорю это, потому что позиция государства по журналистам не всегда является безосновательной. Действия правительства также не всегда правильны, когда журналисты подвергаются тюремному наказанию. И в этом смысле хотелось бы напомнить журналистам, чтобы они не давали государству повода так поступать. Поэтому Евросоюз, ОБСЕ и другие структуры дают журналистам возможность развиваться и получать хорошее профессиональное образование.
Гюнель Наджафалиева, 1news.az