За что Окруашвили «наехал» на Саакашвили?
Бывший министр обороны Грузии и давний критик Москвы Ираклий Окруашвили выступил с крайне резким заявлением в адрес своего бывшего соратника президента Михаила Саакашвили.
На презентации своей партии «За единую Грузию» обвинил главу государства чуть ли не во всех смертных грехах – в коррупции, в лоббировании интересов собственной семьи (якобы три года назад, когда Окруашвили поймал дядю президента на взятке в 200 тыс. долларов, Саакашвили потребовал на раздувать скандал и отпустить родственника с миром), в трусости при решении «территориальной проблемы», безнравственности и еще много в чем. Теперь в Грузии все спорят, какова дальнейшая судьба Ираклия Окруашвили и не подписал ли он себе этими разоблачениями приговор.
Главный компромат Ираклия Окруашвили приберег для эфира телеканала «Имеди». Экс-министр назвал имя человека, которого Саакашвили ему, якобы, приказал ликвидировать. Речь идет о Бадри Патаркацишвили – известном бизнесмене, тесно связанным с Борисом Березовским, которому российской Генпрокуратуре тоже есть что предъявить.
Вторым не менее громким разоблачительным признанием бывшего президентского соратника стали подробности смерти экс-премьера Зураба Жвания. Нет, открытым текстом обвинять Саакашвили в гибели бывшего главы кабинета Окруашвили не решился. Просто намекнул, что в этой таинственной истории не обошлось без вмешательства властей. По словам Окруашвили тело уже мертвого Жвания было перевезено в квартиру, где его и нашли (официальная версия гибели – случайное отравление угарным газом).
Наконец, новоявленный оппонент грузинского президента раскрыл нереализованные планы властей по окончательному решению югоосетинской проблемы. Оказывается, говоря в свое время о том, что Новый, 2007-й, год он собирается встретить на своей родине в Южной Осетии, Окруашвили не просто разбрасывался словами. Властями, утверждает экс-министр, был разработан «детальный план» военной операции по возвращению Южной Осетии под контроль Тбилиси – его собирались осуществить весной 2006-го: «Нас отделял всего шаг от решения территориальной проблемы, если бы не беспомощность президента, трусость в принятии политического и исторического решения».
Что из заявленного Окруашвили – правда, а что сведение счетов, трудно сказать. Что касается убийства Жвания – это версия далеко не новая. Равно как и возможность войны и с Южной Осетией, и с Абхазией. Чего стоила хотя бы проведенная летом 2006 года грузинскими властями под руководством самого Окруашвили и главы МВД Вано Мерабишвили операция в Кодорском ущелье. Тогда появились опасения, что грузинские войска двинутся дальше – в Сухуми.
Зато с большой долей уверенности можно предположить, почему Окруашвили выступил с сенсационными разоблачениями именно сейчас. Ведь молчал он почти год – с момента своего ухода из правительства, сначала с должности министра обороны, затем и министра экономического развития (на этом посту он продержался всего неделю). До президентских выборов в Грузии осталось чуть больше года – они пройдут или осенью 2008-го или зимой 2009-го. И Окруашвили, видимо, решил принять в них самое активное участие. В надежде самому стать президентом Грузии.
То, что в стране сгущаются тучи и вот-вот грянет гром, в последнее время стало очевидно как никогда. Как только Окруашвили дал понять, что отсиживаться в тени больше не собирается, а готов перейти в жесткую оппозицию, власти и правоохранительные органы начали проявлять все больший интерес к «людям из его окружения». В июле были отправлены в отставку два замминистра обороны Александр Сухиташвили и Леван Николеишвили, которых некоторые эксперты считают связанными с Окруашвили. В августе был арестован бывший мэр Поти Давид Кантария. На прошлой неделе прямо в аэропорту был задержан бывший уполномоченный Грузии в регионе Шида-Картли (район на границе с Южной Осетией) Михаил Карели – человек, также имеющий отношение к экс-министру обороны. Теперь вместо поездки в Стамбул ему грозят 15 лет тюремного заключения – по обвинению в коррупции. Наконец, во вторник был арестован пресс-секретарь грузинского президента Димитрий Китошвили (и хотя сам Окруашвили связи с Китошвили отрицает, скорее всего, у них действительно немало общего). Обвинения все те же – злоупотребление служебным положением. Между тем Китошвили в 2004-м году, во время проведения выборов, был секретарем Центризбиркома. Тогда на выборах Михаил Саакашвили набрал более 90% голосов.
Неофициально грузинские политики говорят, что теперь может дойти очередь и до самого Окруашвили – якобы, в Генпрокуратуру уже переданы компрометирующие его материалы. Тем более что почву для подобных арестов, власти подготовили заранее, объявив, что в стране началась «жесткая борьба с коррупционерами». Вопрос в том, решится ли Саакашвили, который в самый разгар скандала оказался в Нью-Йорке, на арест Окруашвили после всех прозвучавших заявлений. Ведь новая оппозиция сможет его обвинить в сведении счетов. И оспорить это президенту будет сложно.
Елена Шестернина, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости