Лейла Алиева: «Независимость Косово не может быть прецедентом»
Между проблемами Косово и Нагорного Карабаха нет прямой аналогии, но при желании этот фактор смогут использовать как повод для юридической демагогии, отметила в интервью 1news.az политолог Лейла Алиева.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия с самого начала не была, так сказать, всецело признанным государством со стороны европейских стран. Ее рассматривали как результат коммунистического переворота 1917 года, аналог Советского Союза, говорит она. Косово - это другой уровень, и поэтому с такой готовностью ФРГ и другие страны Евросоюза признали независимость Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины. Разрушение СФРЮ было для европейцев логическим продолжением процесса распада Советского Союза, отмечает эксперт.
Тут прослеживается противоборство двух принципов: международного права, и «индивидуального случая», в который входят реальные интересы крупных держав, положение с правами человека, проблема безопасности и пр. Если взять Косово и Боснию и Герцеговину, то там была реальная угроза безопасности, считает Алиева. Во всяком случае, существовало много доказательств того, что центральные власти в Белграде осуществляли этническую чистку. В случае с Нагорным Карабахом, наоборот, большее количество жертв было именно с азербайджанской стороны, сказала она.
Конечно, проблемой безопасности всегда пользовались в качестве аргумента в пользу того, что Карабаху невозможно находиться в составе Азербайджана. Но здесь вместо рациональных аргументов приводят иррациональные, вроде, армяне Карабаха - христиане, а азербайджанцы – мусульмане, какие-то проблемы с демократией т.д., то есть всё на уровне предрассудков.
Фактор Косово каждая из сторон может трактовать индивидуально, применив в свою пользу его юридические аспекты. Думаю, Косово необязательно может служить прецедентом еще и потому, что сложилась слишком разная ситуация среди самопровозглашенных республик, отмечает политолог. В Абхазии она - несколько иная, чем, скажем, в случае армян Нагорного Карабаха, у которых есть государственность в лице самоопределившейся Армении. В Косово живут албанцы, там тоже есть государство Албания. Главное - признает ли международное сообщество легитимность самопровозглашенных республик, и возможно ли сосуществование автономии в составе другого государства.
В случае с армянами Нагорного Карабаха это вполне возможно. На уровне народов вообще все возможно. Менее гибки в плане сосуществования политики в Армении. Не заинтересованы в решении конфликта в Карабахе - крупные страны, диаспора, то есть наиболее радикальные силы, которые этим процессом управляют, отметила Алиева.
Джейхун Наджафов, 1news.az