Эльхан Нуриев: «Иран чересчур ревностно реагирует на укрепление авторитета Азербайджана на международной арене»
На сегодняшний день правящая элита Ирана очень обеспокоена складывающейся ситуацией вокруг Азербайджана, сказал 1news.az политолог, профессор Эльхан Нуриев.
Наблюдая за успехами Азербайджана во внутренней и внешней политике, Иран чересчур ревностно реагирует на укрепление авторитета нашей страны на международной арене. Укрепление Азербайджана на региональной сцене вызывает у официального Тегерана беспокойство, связанное с тем, что наша страна может изменить баланс сил не только на Южном Кавказе, но и в более широком геополитическом ареале.
Естественно, и официальный Баку внимательно отслеживает поведение своего южного соседа, поэтому недавний инцидент в связи с обнародованием деятельности обезвреженной в Азербайджане группы радикально настроенных молодых людей, сотрудничавших с иранскими спецслужбами, явился результатом повышенного интереса Ирана к укреплению азербайджанской государственности. Подрывной характер деятельности арестованных членов этой группы, связанных с иранскими спецслужбами, получил должную оценку официального Баку, который дал понять иранским властям, что подобная деятельность не служит укреплению добрососедских отношений. В мировой дипломатической практике есть два способа решения подобных вопросов: либо афишируется факт обезвреживания диверсионной группы, либо нет. Азербайджан, опираясь на свой растущий авторитет, в данном случае выбрал первый способ, и в открытой форме показал общественности о наличии подобной обезвреженной группировки, подготовленной в Иране, отметил политолог.
Иран не хочет соглашаться с тем, что мировые страны признают важную роль Азербайджана в системе международных и региональных отношений, потому что у официального Тегерана свои политические аппетиты и интересы в регионе Южного Кавказа и за его пределами, в частности на Ближнем Востоке. Иранские власти наблюдают за тем, как успешно официальный Баку балансирует между интересами США, России и Европы, а также максимально поддерживает внешнюю политику Турции. Я не думаю, что обезвреженная группа могла претворить в Азербайджане какие-либо серьезные задания иранских спецслужб, направленные против государственного строя, скорее всего, посредством таких групп, Иран пытается зондировать почву в Азербайджане и быть в курсе всех умонастроений в обществе. Иран, по моему мнению, и далее будет продолжать зондировать таким способом общественно-политическую ситуацию в Азербайджане. Именно после визита в Баку главы ЦРУ, где прошли американо-азербайджанские консультации, официальный Тегеран начал предпринимать более активные попытки сбора разведданных в Азербайджане, в том числе и сведений об американо-азербайджанских отношениях, сказал Нуриев.
С другой стороны, Иран нервно реагирует на укрепление роли Турции на международной арене и доверительные отношения между Баку и Анкарой. Согласованность совместных турецко-азербайджанских действий, чего нет в отношениях с официальным Тегераном, анализируются в Иране, который приходит к выводу, что Азербайджан идет в ногу со своим стратегическим партнером – Турцией, и при этом опирается на геополитические интересы мировых держав. На фоне этого Иран укрепляет стратегическое партнерство с Арменией и пытается использовать в диалоге с Баку вопрос решения статуса Каспия. Азербайджанское руководство четко видит, что сейчас настает новый раунд в геополитических играх между США, Россией, Европой, Турцией и Ираном, и в этой ситуации, официальный Баку весьма успешно укрепляет свою государственность и защищает свои национальные интересы. Иран, по моему мнению, недостаточно положительно оценил сбалансированное мнение Азербайджана в вопросе американо-иранского противостояния. Позиция Баку позволила сбить уровень напряженности вокруг Ирана, и наше руководство четко дало понять, что не предоставит свою территорию для проведения каких-либо операций против южного соседа.
Все вышесказанное заставляет иранские власти бросать вызов азербайджанскому руководству, но официальный Баку достаточно смело и дипломатично принял этот вызов и адекватно на него среагировал, показав, что никто не вправе говорить Азербайджану, что нужно афишировать или нет. Тот же официальный Тегеран вовсю афишировал захват британских моряков в Персидском заливе, которые обвинялись в диверсии против Ирана, и все это транслировалось по иранским телеканалам. Поэтому Азербайджан также имеет право отвечать на все вызовы своей государственной безопасности и суверенитету. Нужно признать, что очень трудно проводить диверсификационную внешнюю политику, или «политику качелей», как ее еще по-другому называют. Но Азербайджан успешно ее проводит, что вызывает ревность даже у США и России, тем более у Ирана. Отмечу, что на нынешнем этапе развития Азербайджана «политика качелей» - наиболее приемлемая для нашей страны, и по большому счету она устраивает США, Россию и Евросоюз. Только Иран категорически не согласен с ориентацией Азербайджана на Запад и так называемой «вестернизацией», которая в лице нашей страны плотно приближается к иранским границам. Азербайджан в свете недавних дипломатических перипетий с Ираном еще раз показал, что сам способен, в отличие от других стран региона, без чьей-либо поддержки отвечать на потенциальные угрозы своим национальным интересам, сказал профессор.
Иран, заинтересованный в том, чтобы Азербайджан внес изменения в свою многовекторную внешнюю политику, пытается давить на официальный Баку через Кремль. То есть тегеранские власти, сами не могут справиться с решением этого принципиального для них вопроса и очень стремятся, чтобы Азербайджан попал под максимальное влияние российской внешней политики. Власти Ирана обращаются к Кремлю с тем, чтобы тот оказывал давление с целью изменения внешнеполитического курса официального Баку в важных для Ирана вопросах, но дело в том, что Россия ведет свою игру в отношении Ирана, и в какой-то степени сама заинтересована в той политике, которую ведет Азербайджан на международной арене и в частности по отношению к Ирану. Официальный Тегеран реально оценивает опасности для своего режима, в процессе укрепления Азербайджана и его интеграции в европейские и североатлантические структуры, поэтому пытается всячески обезопасить себя от приближения Запада к иранским границам. Иранский вопрос сегодня является международным, в котором заинтересованы большие мировые игроки, поэтому официальный Тегеран стремится заручиться широкой поддержкой единственного своего стратегического партнера – России. На этом фоне официальный Баку и впредь намерен вести сбалансированную внешнюю политику, которая уже приносит свои положительные плоды в виде политического и экономического укрепления нашей страны и роста ее авторитета на международной арене, завершил Нуриев.
Ризван Гусейнов, 1news.az