Давид Арутюнян: «Совет Европы следует рассматривать как клуб, где ты являешься членом и где видишь посторонний взгляд своих коллег»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Национального собрания Армении, руководителем делегации Армении в ПАСЕ Давидом Арутюняном
- Г-н Арутюнян, вы первым встречались с содокладчиками Мониторинговой комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы по выполнению требований резолюции 1609 ПАСЕ относительно событий 1 марта в Ереване Джоном Прескотом и Жоржем Коломбие. На ваш взгляд, каким будет доклад комиссии?
-Изначально говорить, каким будет заключение, трудно. Они акцент делают на три основных вопроса и ожидают дополнительных пояснений от должностных лиц, представителей оппозиции, адвокатов. Первый запрос у них относится к арестованным и осужденным лицам. В последнее время произошли очень интенсивные события – сворачиваются дела, люди оправдываются. Об этом они сведения получат от генпрокурора и адвокатов заключенных.
Второй вопрос, который они затрагивают, митинг 20 июня в Ереване, причины, по которым были отклонены заявления, представленные в мэрию Еревана для проведения этого и других митингов. Третий вопрос – взаимоотношения временной комиссии Национального собрания и омбудсмена Армении. Они интересовались, найдено ли наилучшее решение, которое по возможности предоставит уверенность процессу. Их интересовали также ответы на вопросы, поднятые защитником прав человека Армении. Заключение ими будет представлено или в Армении по завершении встреч, или 23 июня на заседании Бюро ПАСЕ.
- Если оппозиция представит достаточно фактов и предложит наказать власти, насколько это повлияет на решение содокладчиков?
- Они оба очень умелые политические деятели, прошли большую школу политической жизни, очень хорошо понимают и роль оппозиции, и позицию власти. Их задача – дать объективную оценку. Это не суд, это именно политическая оценка. Они выслушают мнения всех, попробуют собрать информацию и в соответствии с этим дадут окончательную оценку.
- Как руководителю делегации, лично на вас возложен большой груз 23-27 июня в Страсбурге. Морально вы готовы к этому?
- Наша цель - объективно представить всю картину, не считаю, что что-то мы должны скрывать. Готовы ли мы взять на себя этот груз? Да. Но есть одно непонимание, что это задача делегации. Нет – это задача страны, делегация всего лишь лицо страны, которое при этом обеспечивает плюрализм мнений. В нашу делегацию входят представители коалиционных сил и лидер оппозиционной партии Рафи Ованисян. Попробуем представить, что произошло за это время.
- А как власти будут встречать оппозиционных деятелей в Ереване по возвращении из Страсбурга, где из их уст прозвучит резкая критика в адрес властей?
- Не думаю, что их встретят плохо. Необходимо осознать роль оппозиции. Оппозиция тем и оппозиция, что не скандирует призывы, присущие власти, и это мы пока воспринимаем болезненно. Любая страна, которая прошла по демократическому пути и имеет традиционную демократию, очень спокойно смотрит на это. Оппозиция должна представить свою острую критику, что очень нормально, и именно столкновение мнений предоставляет возможность иметь представление о реальной ситуации.
- Как руководитель армянской делегации в ПАСЕ, что вы чувствуете, когда некоторые объявляют, что Совет Европы не Политбюро?
- Совет Европы, будучи исключительной структурой в плане защиты прав человека, демократии и права, верховенства законов, надо больше рассматривать как клуб, где ты являешься членом и где видишь посторонний взгляд своих коллег. Совет Европы не диктует нам правила. Он говорит, какие правила игры приняты в этом клубе и, если ты хочешь быть членом этого клуба, то должен подчиняться этим канонам.
Г.А., собкор 1news.azв Армении