Аяз Муталибов: «Меня никто не ищет и не хочет говорить с первым президентом Азербайджана»
Эксклюзивное интервью 1news.az с бывшим президентом Азербайджана Аязом Муталибовым
- В Азербайджане приближаются президентские выборы. Есть ли у вас желание принять в них участие?
- Желание быть полезным своей Родине у меня было всегда, но в последние 16 лет у меня нет возможности его реализовать. Дело в том, что власти не хотят видеть Муталибова на территории Азербайджана. Это известно всем. Если власти заинтересованы в альтернативности, демократичности выборов, а это будет иметь большое значение для имиджа Азербайджана, то следует создать соответствующие условия. Если мне не выдают азербайджанское удостоверение личности, загранпаспорт, то как мне вернуться в Баку? По этому поводу я не раз обращался в самые высокие правительственные инстанции, но никакого решения по этому вопросу не принято. Как может Муталибов участвовать в политической жизни страны, когда ему закрыт въезд? По меньшей мере вызывает удивление, что первый президент Азербайджана не имеет паспорт своей страны.
Что касается президентских выборов, то я считаю предстоящие выборы очередным фарсом. Заранее согласованный с той же оппозицией. Ибо, приглашая к широкому участию оппозиции в выборах, всем ясно, что альтернативности в существующих условиях нынешнему президенту нет. На политической площадке нет независимых кандидатов, которые могли бы составить конкуренцию кандидату от правящей элиты. Нынешний президент обладает огромными административными, финансовыми ресурсами, практикой проведения выборов.
Кроме того, нет прозрачности в избирательном процессе. Последние изменения в законодательстве вообще ограничили транспарентность в системе выборов.
- То есть вы против участия в выборах?
- Я считаю, что если власти хотят, чтобы мировое сообщество признало эти выборы, то им следует первого президента Азербайджана допустить к выборам. И проявить инициативу в этом плане должны власти. Вот я и жду. Если будет проявлена инициатива, то я приеду в Баку.
Я могу быть в любой ипостаси, потому что мой жизненный, политический опыт, конечно же, является моим достоянием. Мне в свое время нынешняя оппозиция попросту не дала возможности работать. Она своими действиями поломала хребет азербайджанской демократии. Мое смещение с поста так называемой оппозицией изменило картину демократического развития Азербайджана. Оппозиция понимала, что решение Карабахской проблемы Муталибовым закроет ей дорогу во власть. И вместо того чтобы помогать, они давили, мешали работать и тем самым в первую очередь вредили стране. Популистскими словами прикрывали свои истинные намерения. Сегодня общество прозрело настолько, что теперь даже школьнику понятно, что произошло 16 лет тому назад. С тех пор Запад сморит на Азербайджан как на одну из банановых республик. В нашей стране нет того, что называется стандартной европейской демократией. У нас нет свободной политической конкуренции.
- Одно время были попытки добиться вашего возвращения, так сказать, снизу. Проводилась кампания по сбору подписей, петиций, обращений и пр.
- Народ устал от политики, стал аполитичным и аморфным. Политическая оппозиция просматривается только в партийных печатных органах. Да, был комитет защиты моих прав, и я очень благодарен этим людям. Они не раз обращались к покойному президенту Гейдару Алиеву. Но безуспешно.
- Возможно ли возвращение Аяза Муталибова в Азербайджан, но с условием, что он не будет заниматься политикой?
- Все возможно. Можно принести пользу Родине и не будучи на посту президента. Кроме президента, есть правительство, различные соответствующие органы, общественные организации. Если человек на самом деле уважает свою страну и хочет принести пользу своей Родине и своей семье, то почему бы ему не дать такую возможность? Я не зациклен на должности президента. Проблема в том, что меня никто не ищет и не хочет говорить с первым всенародно избранным президентом Азербайджана.
Джейхун Наджафов