Расим Агаев: «После успешного решения курдского вопроса Турция намерена теперь активно заняться армянским»
Комментировать изменения во внешней политике Турции, особенно касательно Южного Кавказа, можно с разных позиций, но основной чертой внешнеполитической линии правительства Эрдогана-Гюля, несомненно, является прагматизм и опора на национальные интересы Турции, сказал политолог Расим Агаев.
Я думаю, что предстоящий сегодня визит президента Гюля в Баку нацелен на то, чтобы прояснить нам позицию Анкары по вопросу отношений с Арменией и итогам «футбольной дипломатии». Азербайджану стоит учитывать, что нынешнее турецкое правительство, которое я назвал бы неоисламистами или евроисламистами, является символом динамично развивающейся Турции и претворило много успешных экономических, политических и социальных проектов, в связи с чем имеет широкую поддержку в турецком обществе. Кроме этого, правительство Эрдогана-Гюля показало всему миру, что способно успешно решать проблемы сепаратизма, в частности в курдском вопросе, отметил политолог.
В свое время по совету Европы турецкое руководство пошло на различные уступки курдам, предоставив им возможность получать образование на родном языке, организовало радио и телеканалы для курдского населения страны. Курды впервые баллотировались и избирались в парламент страны, они представлены в правительстве – все это позволило турецкому руководству отделить простых граждан курдской национальности от радикалов и сепаратистов. Именно после того как «зерна были отделены от плевел», Турция получила полное моральное право на борьбу с радикализмом, чем и воспользовалось правительство Эрдогана-Гюля, приступив к ликвидации очагов курдского сепаратизма внутри страны, сказал Агаев.
Теперь, опять же по совету Запада, в первую очередь США и Евросоюза, турецкое правительство начало решать другую важную проблему – армянский вопрос и отношения с соседней Арменией. Точно так же, как в свое время с курдским вопросом, Турция будет делать реверансы в сторону официального Еревана, возможно, даже откроет границу и предложит свои инвестиции в армянскую экономику. Следует учитывать, что турецкие бизнесмены давно уже ратуют за установление торгово-экономических отношений с Арменией, что сулит немалую прибыль и станет своего рода рычагом политического давления на официальный Ереван. Взамен Армения может наложить мораторий или вовсе закрыть вопрос признания «геноцида» и территориальных притязаний к Турции, высказал свое мнение политолог.
Если удастся претворить эту турецкую инициативу, то тем самым нынешние власти продемонстрируют всему миру, в первую очередь Западу, что официальная Анкара способна решать сложные геополитические вопросы, и, несомненно, на международной арене еще выше поднимется авторитет правительства Эрдогана-Гюля. А если в ответ на турецкие предложения армянская сторона займет неконструктивную позицию, то и в этом случае Турция обретет дипломатическую победу, показав международной общественности, что препятствием к решению армянского вопроса является не Турция, а сама Армения, и тогда любые жесткие санкции со стороны турецкого правительства в сторону официального Еревана, найдут понимание на Западе, отметил Р.Агаев.
Что касается позиции Азербайджана в изменившейся геополитической ситуации в регионе, то наша дипломатия должна активизироваться, поскольку у нас есть много рычагов давления на всех региональных игроков, в том числе и на Турцию, если там решат принести в жертву интересы Азербайджана, чему я не верю, в угоду своим бизнес-интересам в Армении. Энергетический, транзитный факторы являются самым весомым аргументом, который официальный Баку должен использовать с максимальной выгодой для защиты своих национальных интересов в регионе. Турции и Азербайджану не стоит забывать, что какое бы потепление не сулил официальный Ереван, в любом случае армяне просто генетически негативно относятся к тюркским народам, завершил Агаев.
Ризван Гусейнов