Беспокойство о ПРО может распространиться и на Вашингтон
Закончился визит в Варшаву министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Главным содержанием его переговоров с польским коллегой Радиславом Сикорским, кроме ситуации на Кавказе, конечно же, была тема третьего позиционного района стратегической ПРО США, один из важнейших элементов которой – база из десяти противоракет должна быть размещена в Слуцком районе Польши, возле городка Редзиково.
Москва, как известно, крайне негативно относится к этому размещению, считает, что американская ПРО в Восточной Европе, вопреки заявленным целям, имеет одну-единственную задачу – понизить контрсиловой потенциал российских стратегических сил сдерживания, размещенных в центральной части страны. В Тверской, Ивановской, Саратовской и Калужской областях. Призвана нанести ущерб фактически третьей части всех ее Ракетных войск стратегического назначения.
Этой обеспокоенности не скрывал и Сергей Лавров. «Мы не видим угроз для Российской Федерации, исходящих от Польши, заявил он на пресс-конференции после окончания переговоров с Радиславом Сикорским. - Но мы не можем игнорировать тот факт, что вблизи наших границ появляется неотъемлемый компонент стратегических систем Соединенных Штатов Америки. Кроме российского стратегического арсенала у этих объектов в Восточной Европе других целей, собственно, очень долгие годы просто быть не может».
Это был ответ тем пропагандистам, которые вслед за некоторыми заокеанскими и западноевропейскими политиками и военными продолжают утверждать, что американская ПРО в Европе предназначена для защиты США и их союзников только от баллистических ракет стран-изгоев, под которыми Вашингтон подразумевает в первую очередь Иран. И никакие аргументы, что у Тегерана нет и в ближайшем будущем не могут появиться такие ракеты, которые способны достичь территории Старого и Нового Света, ими не принимаются.
Впрочем, угрозу контрсиловому потенциалу российских стратегических сил сдерживания видит в американских противоракетах не только министр Лавров. Об этих угрозах неоднократно говорили на брифингах в «РИА Новости» бывший начальник Генерального штаба вооруженных сил России, а ныне сотрудник Совета безопасности России генерал армии Юрий Балуевский и бывший заместитель министра иностранных дел, а ныне посол России в США Сергей Кисляк. Именно на таком брифинге в ноябре прошлого года генерал Балуевский завил, что на третьем позиционном районе ПРО в Восточной Европе с элементами в Чехии и Польше США не остановятся, будет еще четвертый и пятый позиционный район, а за ними и другие. То, что российский военачальник был абсолютно прав, подтвердилось во время официального визита Сергея Лаврова в Варшаву. В тот день сенат США принял решение выделить 89 млн. долларов на размещение еще одного радара ПРО, почти такого же, какой планируется создать недалеко от Праги, в неназванной в официальных бумагах стране. Она в решении сената обозначена, как «засекреченная точка».
Впрочем, большой тайны в этом «секрете» нет. Глава американского Агентства по ПРО генерал Генри Оберинг неоднократно заявлял, что следующими местами для размещения элементов противоракетной обороны США могут быть Турция, Грузия и даже… Украина. Но, поскольку, территория недалеко от Тбилиси или Киева сегодня представляется для такого размещения маловероятной, то в качестве подобной площадки может быть анатолийское плоскогорье или, как утверждают западные комментаторы, Израиль и Япония. Те и другие предположения имеют под собой основания. И от того, какую «точку» изберет Пентагон для создания своего четвертого позиционного района, станет все больше очевидной не декларируемая публично, а скрытая до времени, но реальная конечная и промежуточная цель глобальной системы ПРО, которую создает Вашингтон после выхода из соответствующего российско-американского договора 1972 года.
Если районом размещения нового высокочастотного Х-радара станет Турция, то, кроме контроля за ракетной программой Ирана, он сможет отслеживать и ситуацию в европейской части России. Те стратегические ракетные комплексы, которые размещены в Ивановской, Тверской, Саратовской и Калужской областях. Если в Израиле, то реальной целью контроля станет все-таки Тегеран. Если в Японии, то, понятно, Китай и Россия. В том числе российские стратегические ракетные комплексы, размещенные в Красноярском крае.
Надо понимать и то, что сам радар без ракет-перехватчиков, которые он должен наводить на цель, существовать не может. Его боевая эффективность в данном случае будет нереализованной. Следовательно, недалеко от его будущего расположения РЛС должна появиться и новая база противоракет. И вместе с «засекреченной точкой», точнее с тайными координатами одного из элементов четвертого позиционного района ПРО США, мы в недалекой перспективе должны услышать и о «засекреченных географических координатах» новой базы противоракет.
И эти новые приготовления опять же не могут не вызывать беспокойства у российской стороны. Тем более на фоне продолжающихся ухудшений отношений между Москвой и Вашингтоном. И не только по поводу событий в Южной Осетии, как кому-то хотелось бы представить. Проблема американской ПРО в Восточной Европе и в других местах вокруг границ России здесь ключевая. Она беспокоит российских политиков и генералов еще и потому, что обещания американцев, которые они неоднократно давали на саммитах «2+2» в составе министров иностранных дел и обороны, сделать свою систему ПРО прозрачной для России, чтобы не вызывать у нее никаких подозрений, не выполняются. Российские участники переговоров с США по этим вопросам неоднократно рассказывали автору данных строк, что все обещания «не загружать противоракеты в шахты, пока не будет точно известно, что у Ирана есть ракеты, способные долететь до Европы», «зафиксировать чешский радар так, чтобы он был направлен только в сторону Ирана» и прочее, представители Вашингтона не собираются фиксировать в каком-либо официальном документе и сделать их юридически обязывающими. Более того, они связывают свои гарантии допустить на объекты ПРО в Чехии и Польше российских офицеров с желанием Праги и Варшавы дать визу представителям Минобороны России для поездки в эти места. «Согласится Прага и Варшава пропустить вас, - говорят американцы, - вы сможете иногда побывать возле наших объектов. Нет, значит, нет. Вопросы – не к нам».
Такое поведение, говорят участники переговоров, безусловно, усиливает наше подозрение относительно истинной направленности элементов американской стратегической ПРО в Европе.
Сергей Лавров на пресс-конференции в Варшаве не стал говорить о том, как Россия прореагирует на размещение американской ПРО у ее границ. «Вы хотите, чтобы я сейчас раскрыл вам секреты российского Генштаба? – улыбнулся он. – Вы что?» Но российская реакция уже давно не секрет. Отечественные военачальники, в том числе и командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов, неоднократно заявляли, что асимметричным и адекватным ответом на этот шаг Вашингтона, Праги и Варшавы будет перенацеливание стратегических ракет на новые цели на территории Чехии и Польши. Если в столицах этих государств хотят стать мишенью для российских ядерных боеголовок, то это их выбор, а не Москвы, говорят они.
Со своей стороны Россия неоднократно доказывала Вашингтону, что никакой «забор из противоракет» вокруг ее границ в случае чего не спасет США от ответного удара возмездия. Не только ракетного, который способен преодолеть любую систему ПРО, но так же авиационного и морского. Полеты стратегических бомбардировщиков Ту-160 в Венесуэлу, предстоящие военно-морские учения между флотами двух стран с участием российских надводных и подводных кораблей, среди которых могут быть стратегические и многоцелевые подводные атомные крейсера, мягкое напоминание об этих аргументах сдерживания.
Беспокойство о ПРО, которое не хочет учитывать национальные интересы Москвы, может распространиться и на Вашингтон.
Никита Петров, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции