Новруз Мамедов: «B будущем году для разрешения конфликта должны быть предприняты предельно действенные шаги»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом международных связей Администрации Президента Новрузом Мамедовым
- На днях полномочный представитель президента ПА ОБСЕ Горан Ленмаркер заявил, что 2009 год станет решающим в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Насколько обоснован такой вывод?
- Мы согласны с мнением Г.Ленмаркера. По сути, непомерное затягивание такого рода конфликтов усиливает опасность не только для заинтересованных сторон, но и с точки зрения региональной и международной безопасности. Для урегулирования конфликтов необходимы решительные шаги со стороны международной общественности в лице ООН, ОБСЕ, ЕС и других авторитетных организаций. Сегодня сложилась такая обстановка, что необходимость скорейшего урегулирования Карабахского конфликта предельно ясна для всех, и поэтому значительно возросла заинтересованность в этом. Исходя из этого, лично я считаю, что в будущем году для разрешения конфликта должны быть предприняты предельно действенные шаги. В противном случае 2009 год станет для мирового сообщества годом упущенных возможностей.
- Почти сразу после заявления Ленмаркера министр иностранных дел России С.Лавров заявил, что на переговорах по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта согласован ряд принципиальных моментов. Насколько это верно и в какой мере согласование отвечает интересам Азербайджана? Если же заявление необоснованно, то какова может быть его подоплека?
- Прежде всего замечу, что Лавров свое заявление сделал во время визита в Ереван. И потом, такого рода заявления мы слышали и раньше, из уст сопредседателей Минской группы ОБСЕ и других сторон. В сущности, подобные выступления понятны: общеизвестно, что со времени начала так называемого пражского процесса в повестке дня находится вопрос поэтапного урегулирования конфликта, который предполагает систематические шаги от простого к сложному. Об этом не раз заявляли и сопредседатели, и азербайджанская, и армянская стороны. То есть имеются вопросы, по которым достигнуты договоренности, но эти договоренности могут вступить в силу только при условии детального согласования всех обстоятельств, связанных с конфликтом. Заявления о каких-то договоренностях по некоторой части проблемы, которые систематизированы и положены в сейф ОБСЕ, - это лишь пустые слова. Для нас фундаментальные вопросы – это статус Карабаха, размещение миротворческих сил, возвращение беженцев и переселенцев, проблема Лачинского коридора и др. Лишь при условии достижения договоренностей по этим вопросам можно говорить о каком-то прогрессе.
- Приходится также слышать, что без урегулирования грузино-российского конфликта говорить об урегулировании конфликта карабахского преждевременно.
- Проводить параллели между двумя проблемами неуместно. Есть конкретный, ждущий урегулирования конфликт, и международные организации предпринимают различные шаги для его разрешения. То есть я не хотел бы проводить какие-либо связи между событиями в Грузии и Карабахским конфликтом.
- Насколько вероятно достижение прогресса по вопросу армяно-азербайджанского конфликта в 2009 году?
- Необходимость урегулирования конфликта очевидна для всех – для соседних держав, Армении, администрации США, сопредседателей МГ, членов ЕС. Исходя из этого, в будущем году следует ожидать конкретных и действенных шагов по урегулированию данного конфликта. По мере затягивания проблемы Армения многое теряет и фактически ставит под вопрос свое будущее.
- В последнее время вырисовывается новый формат переговоров по Карабахскому конфликту – с участием министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Турции, причем этот формат поддерживается Вашингтоном. Возможно ли, что в дальнейшем этот формат заменит сопредседателей МГ?
- Пока об этом говорить трудно, да и преждевременно. Официальным форматом переговоров по данному конфликту является МГ, но если еще кто-то захочет оказать содействие урегулированию, то почему бы и нет? Однако, как я сказал, пока официальным форматом остается Минская группа.
- Какой видится вам дальнейшая судьба ГУАМ в свете последних событий в нашем регионе?
- Мне кажется, и на эту тему конкретно высказываться было бы преждевременным. Ситуация не устоялась, не обрела конкретные черты. Скажем, после событий в Грузии определенные негативные процессы начались в Украине, и ситуация в этой стране пока не прояснилась. Поэтому нужно подождать завершения определенного этапа, и тогда можно будет высказаться конкретно.
Кямиль Хамзаоглу