Игбал Агазаде: «Партиям должна выплачиваться на текущие расходы сумма не менее чем в 20 тысяч манатов в месяц»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем партии «Умид», депутатом Милли Меджлиса Игбалом Агазаде
- В последние дни возобновились дебаты вокруг сплочения оппозиции, в особенности накануне парламентских выборов 2010 года.
- Я считаю, что это временно, и с приближением выборов возникнут разногласия. К сожалению, наша оппозиция не воспринимает демократию как поступательный процесс, она спорит лишь вокруг процедур. Выборы – последний этап демократического процесса, до этого следует определиться с такими категориями, как демократический человек, демократический процесс, потом демократическая процедура. Если мы отбросим в сторону два этапа, то результат демократической процедуры будет таким, как мы сегодня видим.
- Сможет ли вообще нынешняя разрозненная и ослабленная оппозиция благополучно дожить до предстоящих выборов?
- Дело в том, что в азербайджанском обществе оппозиционная мысль всегда будет превалировать над официальной. Пока проводится нынешняя политика, этот порядок только укрепится.
- В последнее время в контексте темы государственной поддержки партий раздаются заявления о том, что государство должно финансировать лишь те партии, которые участвовали в последних выборах. Сообщается, что правящая партия «Ени Азербайджан» готовит вариант нового закона «О политических партиях», значительно отличающийся от действующего и содержащий предложения в этом русле.
- Сейчас мне ничего не известно об этом законопроекте, но я придерживаюсь другой точки зрения. Считаю, что партии должны финансироваться по нескольким критериям. Первый – официальная регистрация партии. Второй – наличие у партии региональных структур, которые также прошли официальную регистрацию. Третий критерий – участие в парламентских выборах и представительство в парламенте. Четвертый – участие в президентских выборах. Партии, отвечающие всем этим критериям, должны получать некоторую базовую сумму, к которой прибавляется сумма, начисленная в зависимости от количества полученных на парламентских и президентских выборах голосов.
- Каков должен быть размер этой суммы?
- Думаю, что партиям должна выплачиваться на текущие расходы сумма не менее чем в 20 тысяч манатов в месяц.
- Может ли такое финансирование покончить с зависимостью многих партий от международных организаций, зарубежных финансовых институтов или государств, даже от мафиозных группировок, о которой нередко приходится слышать?
- Я достоверно знаю, что ни одно посольство и ни одна донорская организация оппозиционные партии не финансировала. Все разговоры об этом – чепуха.
- Функционеры правящей партии нередко заявляют, что ни одна другая, кроме ПЕА, партия не объявляет источники своего финансирования.
- И эти утверждения не соответствуют действительности. Конкретно наша партия официально зарегистрирована и в налоговых органах, и в службе социального страхования. Мы представляем месячные, квартальные и годовые отчеты, в которых ясно указаны наши доходы и расходы. Мы выплачиваем достаточные суммы в качестве налогов и взносов на социальное страхование. Любой желающий может ознакомиться.
- Сколько же конкретно вы платите налогов и на социальную защиту?
- В месяц мы платим этим органам порядка 300-350 манатов.
- Это за счет членских взносов или же каких-то пожертвований со стороны?
- Только за счет членских взносов.
- В отличие от начала нынешней осенней сессии, вы сидите в зале парламента в одном ряду не с Гудретом Гасангулиевым, а с членом депутатской группы «Мусават» Насибом Насибли, что стало пищей для пересудов.
- Никакого политического подтекста здесь нет. И потом, я с Гудретом Гасангулиевым не сидел, это он сидел рядом со мной. К тому же я был избран в парламент намного раньше, чем он, и между нами никаких проблем личного плана нет.
- А возможно ли ваше вхождение в группу «Мусават», с членами которой вы сидите рядом?
- Это невозможно. Я председатель партии «Умид», и представляю в парламенте эту партию.
Кямиль Хамзаоглу