Ильхам Алиев: «2009 год также будет успешным для нашей страны с точки зрения роста ВВП»
Как уже сообщалось, 30 января президент Азербайджана Ильхам Алиев в Давосе, в отеле «Конгресс» дал интервью телеканалу CNN.
Предлагаем читателям текст этого интервью.
- Мы рады присутствовать на мероприятии, в котором Вы принимаете участие. Один из вопросов повестки дня Давосского форума будет связан с нынешним состоянием энергетического рынка. По прогнозам Международного валютного фонда, в целом в мире в 2009 году рост составит всего 0,5 процента. В то же время, цена на нефть упала ниже 40 долларов. Можно ли говорить о какой-либо стабильности в условиях такого ослабления глобального роста?
- Как вам известно, несколько месяцев назад было очень трудно предположить, что цены неожиданно настолько упадут. Поэтому мы не можем быть абсолютно уверены в том, что цены не упадут ниже нынешнего уровня. В то же время все мы, производители, надеемся, что цены вновь поднимутся. Заранее говорить об этом очень сложно. Это зависит от потребностей, мировой экономики и от того, какими путями будет устранен глобальный кризис в мире.
- Генеральный секретарь ОПЕК заявил, что если вывести с рынка четыре миллиона баррелей нефти в сутки и при необходимости еще более сократить поставки, то положение стабилизируется. Предпримете ли Вы аналогичные шаги: к примеру, чтобы ежесуточная добыча сократилась на 300 тысяч баррелей?
- Считаю, что прогнозируемая нами ежесуточная добыча в 1 миллион баррелей может считаться достаточным вкладом с нашей стороны. Мы не будем добывать больше этого объема.
- Считаете ли Вы, что на рынок нужно поставлять энергоносители в больших объемах, чем они продаются?
- Еще раз отмечу, что меры, которые были приняты ОПЕК до сегодняшнего дня, конечно, являются стимулирующими. Однако все мы увидели, что это не дает пользы. Несмотря на то, что они настолько сократили добычу, цены все равно падают. Это свидетельствует о том, что между объемами и ценами нет прямой связи. Такая же ситуация возникала и при стремительном росте цен. ОПЕК и в то время пыталась регулировать вопрос. Таким образом, эти механизмы не работают.
-Что Вы можете сказать об основной сути диалога между ОПЕК и странами, не являющимися членами этой организации, а также странами-потребителями и «Группой 20»?
- Думаю, что сотрудничество между ОПЕК и неопековскими странами может внести значительный вклад в это дело. Но оно должно вестись в более широком формате. Как вам известно, только две страны, не являющиеся членами ОПЕК, выступили с заявлением о сокращении добычи. Одна из них - Азербайджан. Считаю, что между ОПЕК и неопековскими странами должно быть более широкоформатное соглашение о сотрудничестве в связи с объемом добычи. Это соглашение должно выполняться, никто не должен стараться за счет другого создать себе лучшие условия.
- Или большую рыночную долю?
- Конечно.
- Падение цен на нефть с 147 до 40 долларов выявило еще один вопрос. Вопрос планирования на будущее. Какая цена может быть приемлемой в будущем? То есть, приемлемыми ли будут после устранения кризиса цены на уровне 60 или 80 долларов?
-Да, это может быть приемлемой ценой. Однако считаю, что выгодная цена может быть в пределах примерно 100 долларов. Такая цена позволит компаниям легче вкладывать инвестиции. А 60 или 70 долларов – это минимальная выгодная цена с экономической точки зрения. С такими ценами компании могут как вкладывать инвестиции, так и уходить от такого решения. Это будет зависеть от возможностей компаний. Не все нефтяные компании обладают одинаковым потенциалом и финансовыми ресурсами. На мой взгляд, если цена будет составлять примерно 100 долларов, то это может считаться справедливым для стран, добывающих нефть. В отличие от нефтяных компаний, страны должны вкладывать инвестиции не только в добычу нефти, но и в другие отрасли.
- Думаю, нет необходимости особо подчеркивать, что цена 100 долларов Западу не по душе. Это действительно так.
- Однако считаю, что эта цена отвечает потребностям всех, и потребители и рынок могут идти в ногу с такой ценой. Добывающие страны легко могут превратить «черное золото» в человеческий капитал. А компании будут вкладывать больше инвестиций.
- В настоящее время на Среднем Востоке возникла обеспокоенность в связи с рецессией. Однако там даже получают прибыль от избыточной добычи. Эти слова можно отнести и к Азербайджану. Продолжаете ли Вы в таких условиях развивать человеческий капитал, информационные технологии? Наряду с избыточной добычей Ваша страна добилась в последние годы феноменального развития.
- Вы абсолютно правы. Мы диверсифицируем экономику и сокращаем ее зависимость от нефти. Вкладываем инвестиции в информационные технологии, инфраструктуру, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и другие отрасли. Считаю, что мы уже добились важных успехов в этой сфере. Мы меньше, чем когда-либо, зависим от цен на нефть. Даже при сегодняшней цене на нефть в 40 долларов экономика Азербайджана развивается. Думаю, что 2009 год также будет успешным для нашей страны с точки зрения роста ВВП.
- Хотел бы получить от Вас откровенный ответ на свой вопрос. Между Россией и Украиной более двух лет продолжается спор в связи с транспортировкой энергоносителей в Европу. Как, по-Вашему, можно выйти из этой трудной ситуации? Намерен ли Азербайджан проложить альтернативную трубопроводную сеть?
- Напряженность между Россией и Украиной, если так можно сказать, привлекла больше внимания к альтернативным маршрутам. А что касается нас, то мы никогда не считали себя своего рода альтернативным маршрутом. Мы просто занимаемся вложением инвестиций в добычу, прокладкой трубопроводов и поставкой энергоносителей на западные рынки. Несколько лет назад решение энергетических вопросов стало неотложной задачей. Зависимость только от одного производителя вызывает определенную обеспокоенность. Поэтому абсолютно естественно, что в Европе начали внимательнее смотреть на карту. Они увидели, что в Азербайджане, на Каспии имеются большие энергоресурсы, функционирует современный трубопровод, транспортирующий азербайджанский газ на западные рынки. Они подумали: почему бы не ускорить этот процесс?! Поэтому сегодня растет интерес к новым источникам. Могу сказать, что ресурсы Каспия, в частности Азербайджан, являются единственным новым источником газа для европейских рынков. Все другие источники уже используются. Нужно в одном месте увеличить добычу, чтобы уменьшилась зависимость от другого источника. Однако что касается нового источника, то речь может идти только о нас.
- Между Ираном, Пакистаном и Индией существует идея под названием «мирный трубопровод», и Соединенные Штаты Америки выступают против этого.
- Вы знаете, если это выгодно с коммерческой точки зрения, то страны, участвующие в проекте, могут реализовать его. В нефтяном бизнесе порой имеют место сопротивление и противоположные позиции. Многие официальные лица нефтяных компаний становятся умелыми дипломатами, так как они должны жить в этой среде. Поэтому если есть политическая воля, то любой проект можно реализовать. Опыт Азербайджана является очень показательным. Начиная строить трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, мы столкнулись со многими препятствиями. Однако наша сильная воля, поддержка ведущих финансовых институтов сделали это возможным.
Б.Б.