День справедливости: кого спасать?
Сегодня, 20 февраля, впервые отмечается Всемирный день социальной справедливости.
Когда в 2007 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Киргизии принимала Резолюцию 62/10 о провозглашении Дня справедливости, вряд ли кто-то предполагал, каким будет мир 20 февраля 2009 года.
А день этот знаменателен тем, что все программы новостей начинаются с информации о глобальном экономическом кризисе. Банкротство крупнейших компаний и банков, падение цен на нефть, таяние государственных резервов, тихое исчезновение малых предприятий, рост безработицы и, что самое неприятное, – полное отсутствие каких-либо четких представлений, когда все это закончится.
Не успели страны постсоветского пространства оправиться после тяжелой экономической трансформации 90-х, либералы все еще продолжают спорить с коммунистами о принципах социальной справедливости и механизмах ее обеспечения, как грянуло новое испытание – кризис.
На днях журнал «Финанс» опубликовал очередной рейтинг долларовых миллиардеров в России за 2008 год, согласно которому, их количество в 2008 году снизилось со 101 до 49 человек, а суммарное состояние десяти богатейших людей России сократилось на 66% — с 221 млрд долларов до 75,9 млрд.
Должен ли человек, потерявший работу в тот же день, когда очередной олигарх объявил о своем банкротстве, чувствовать, что справедливость восторжествовала? Или страна, находящаяся в списке наименее развитых стран, радоваться экономическим проблемам в странах «большой восьмерки»? Вопрос риторический, как, впрочем, и сам вопрос о социальной справедливости. Сегодня все в равной мере пытаются решить, что делать и кого спасать в первую очередь.
Для людей, живущих на постсоветском пространстве, этот кризис становится горьким напоминанием о трудных 90-х. Для кого-то это вторая за 20 лет утрата сбережений, для кого-то – потеря работы и понимания, что делать, чтобы выжить, для кого-то – исчезновение ясных перспектив на будущее. Одно отличие: в 90-е такая болезненная экономическая трансформация происходила в основном в нашем, так называемом транзитном регионе, сегодня трансформируется весь мир.
Все страны пытаются удержать кризис в рамках финансового сектора, с надеждой не допустить его распространение на остальную экономику. Тем не менее, процесс уже пошел. В России правительство в нынешнем году прогнозирует снижение ВВП на 2,2% , согласно Роскомстату, доход семей в январе 2009 уже снизился по сравнению с январем прошлого года на 7%, реальная заработная плата с учетом инфляции снизилась на 9%, уровень безработицы сегодня на 23% выше уровня прошлого года.
Похожие процессы наблюдаются во всех странах СНГ. Резкая девальвация национальных валют происходит на Украине и в Казахстане. В беднейших странах СНГ – Таджикистане и Кыргызстане – ситуация усугубляется тяжелыми энергетическими проблемами. Кризис не в полной мере коснулся пока что Туркменистана и Узбекистана, прежде всего в силу уровня развития финансового сектора этих стран.
Попытки правительств спасти прежде всего крупнейшие компании и банки от банкротства объяснимы: если относительно небольшие субсидии помогут удержать эти структуры от коллапса, а акции, которые приобретает государство в качестве спасительных мер, станут прибыльными с наступлением лучших времен, то почему бы и нет?
Проблема заключается в том, что даже самые богатые государства не смогут спасти все компании. А те, в свою очередь, вместо того, чтобы экономить и искать внутренние ресурсы для выживания, лоббируют выделение все больших и больших спасительных средств. Так или иначе, но в резолюции о Всемирном дне справедливости сказано: «Широкомасштабный и устойчивый экономический рост в контексте устойчивого развития является необходимым условием обеспечения социального развития и социальной справедливости».
Бен Слэй, главный экономист Программы развития ООН в Восточной Европе и СНГ, организации, призванной бороться с нищетой и социальным неравенством, считает, что социальная справедливость в контексте кризиса может означать минимизацию его влияния на тех, кто менее всего способен ему противостоять. По его словам, есть два очень важных аспекта в государственных стратегиях противостояния кризису. Во-первых, необходимость программ поддержки беднейшего населения, многодетных семей, сельских жителей, которые не должны стать первыми в сокращении издержек во имя финансовой целесообразности. Во-вторых, считает г-н Слэй, экономические стратегии во время кризиса могут иметь огромное значение для решения долгосрочных задач развития. Инвестирования в школы, здравоохранение, экологические программы, в разработку и внедрение низкоуглеродных технологий – это не только сохранение рабочих мест, но и очевидная возможность для стран выйти из кризиса более сильными и развитыми.
Оттого, насколько правительства смогут и захотят уделять особое внимание этим аспектам, зависит сохранение доверия людей к государству. А это в условиях «кризиса доверия», как его окрестили экономисты, может стать важнейшим приобретением.
Одно ясно: сегодня далеко не все правительства в регионе СНГ имеют возможность помогать наиболее уязвимым группам населения и инвестировать в решение долгосрочных задач. Россия, Казахстан, Азербайджан и Узбекистан имеют государственные резервы, которые сейчас используются для уменьшения влияния кризиса на бюджет и социальные выплаты. Странам с уровнем инфляции выше 20% и не имеющим своего стабилизационного фонда, таким как Украина и Таджикистан, остается гораздо меньше возможности для маневрирования. Здесь «кого спасать» решать уже международным финансовым структурам, где концентрируются ресурсы для оказания помощи правительствам, а также странам, оказывающим двустороннюю финансовую помощь, как в случае предоставления Россией помощи Белоруссии и Кыргызстану.
А потому зафиксированный в Резолюции ООН призыв к «необходимости дальнейшего наращивания усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости, достойной работы, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех» звучит сегодня, во Всемирный день социальной справедливости, как нельзя кстати.
Ирина Медынская, независимый журналист
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.