Особенности региональной геополитики
Разыгравшаяся во втором корпусе Нефтяной академии кровавая трагедия еще раз стала для нас напоминанием того, что право на жизнь является в сегодняшнем мире, пожалуй, наиболее часто нарушаемым и грубо попираемым.
Каждый день, наблюдая на телеэкранах в новостных блоках вереницы терактов, взрывов, убеждаешься в том, что невидимые простому гражданину силы, политические центры массированно внушают человечеству, что право на жизнь является не более чем просто бумажкой, декларативно принятой в далекие 40-е годы созданной тогда ООН. Прежде чем коснуться событий, имевших место в Нефтяной академии, стоит сделать небольшой экскурс в нашу новейшую историю…
Первопричиной террора становится не что иное, как жесткое столкновение в определенной точке планеты геополитических интересов различных силовых центров. Южный Кавказ, и особенно Азербайджан, уже пережили волну насилия и беспредела, возникшего в период крушения Советского Союза. Спецслужбы различных стран, тогда, в начале 90-х годов, вволю «поупражнялись» в Азербайджане: в феврале 1988 года в Сумгайыте, в январе 1990 года в Баку, затем серия терактов в бакинском метрополитене, на железной дороге, в транспорте по всей стране…всего не перечесть. На фоне всего этого была спровоцирована самая большая на постсоветском пространстве война, позже названная армяно-азербайджанским Нагорно-Карабахским конфликтом. Выходит, что тогда теракты были нарастающей прелюдией, апогеем которой затем стала широкомасштабная война.
Наступившее после перемирия 1994 года затишье позволило Азербайджану стабилизировать ситуацию внутри страны, выйти из тяжелой политической и социально-экономической послевоенной разрухи и за феноменально короткий временной отрезок не просто встать на ноги, а выйти в лидеры Южного Кавказа, в страну, существенно влияющую на геополитический климат в регионе. Заложенная при президенте Гейдаре Алиеве прагматичная сбалансированная внешняя политика, приносит свои плоды все эти годы и позволяет равномерно встраивать отношения со всеми странами и заинтересованными политическими силами в нашем регионе.
Азербайджанское общество постепенно стало забывать о том беспределе, который царил в стране и на улицах городов и сел в начале 90-х годов прошлого столетия. Постепенно правопорядок и размеренная жизнь стали привычным явлением для граждан страны. Нашему Баку, его красоте, спокойствию и круглосуточной комфортности завидуют многочисленные гости из разных стран мира, по детски радующиеся тому, что у нас можно и днем, и ночью совершенно спокойно гулять и отдыхать на улицах городов.
Вполне объяснимо, что в такой благоприятной ситуации наше общество расслабилось и стало более беспечным. Однако, кому, как не силовикам известно, насколько хрупок мир в регионе, и как трудно удерживать спокойствие и правопорядок в стране, вовлеченной в межнациональный конфликт и являющейся точкой пересечения интересов сильных мира сего. Тревожные сигналы стали поступать после того, как по результатам прошлогодней августовской войны в Грузии стало ясно, что мировые политические центры не прочь методом хаоса, или как его называют еще «управляемого хаоса», добиться изменения хрупкого баланса сил на Южном Кавказе.
После российской военной операции в Грузии стало ясно, что Запад, получивший сильный удар по своему самолюбию, несомненно, будет стремиться взять реванш. Не успел развеяться пороховой дым после грузинских событий, как в мировую экономику был запущен вирус под названием «глобальный финансовый кризис», нанесший наиболее ощутимый удар по нефтегазовым странам, особенно по России. Усиливающийся кризис ужесточил систему международных отношений, в том числе и между странами и политическими центрами в мире. Стало ясно, что Южный Кавказ избран очередной ареной противостояния между Западом и Россией и не только ими… В этой ситуации, как говорится, «ход конем» сделала турецкая дипломатия, заявив о себе как о серьезном геополитическом факторе, в частности и в нашем регионе. Попытка Турции с одобрения Запада переломить ситуацию с замороженными конфликтами на Южном Кавказе, несет в себе большой позитивный заряд, но вместе с тем может обернуться обострением борьбы между политическими кругами незаинтересованными в изменении статус-кво в нашем регионе. И как это ни странно, наибольшему риску в данный момент подвергаются интересы Азербайджана, проводящего последние 15 лет политику, направленную на принуждение Армении уйти с оккупированных азербайджанских территорий. Все эти годы над Арменией на международной арене довлеет имидж оккупанта, пусть это официальному Еревану и не говорят открыто в лицо, но тем не менее именно по причине оккупации азербайджанских земель, Армения несмотря на все свое лобби и поддержку на Западе и России, не может принимать участие ни в одном мало-мальски серьезном региональном проекте.
Сейчас, когда финансовый кризис больнее всего ударил по Армении, не имеющей особых природных ресурсов и нормальной экономики, все бросились спасать этот спорный между США и Россией форпост на Южном Кавказе. И если логически объяснимо стремление США, России и той же Европы помочь Армении выжить в период глобального кризиса, то неожиданным сюрпризом стало то, что локомотивом этого «проекта спасения» стала Турция. И дело даже вовсе не в том, что Турция и Азербайджан - братские страны, сколько в том, что официальная Анкара, раскачивая лодку на Южном Кавказе, тем самым уже добилась дестабилизации в нашем регионе. Ведь именно теперь, когда Армения вот-вот сядет за стол переговоров и примет условия, справедливо выставляемые Азербайджаном, нам совсем не кстати чьи-то «медвежьи услуги»…Зачем все спохватились мирить Азербайджан и Армению именно сейчас, когда и без всяких «посредников» обе страны могут найти общий язык?
Кто дал добро на то, чтобы весь прессинг на нынешнем этапе переговорного процесса направить не на оккупанта – Армению, а на пострадавшую сторону – Азербайджан? Кому не дает покоя «непослушность» Азербайджана, нежелание официального Баку играть по правилам, наносящим прямой вред национальным интересам страны?
После убийства командующего ВВС и ПВО Азербайджана генерала Раиля Рзаева последний день апреля запомнился еще более хладнокровным и жестоким преступным актом, на этот раз в стенах всемирно известной Нефтяной академии.
Продолжение следует…
Ризван Гусейнов