Вспоминаем? Нет, помним! Муслим Магомаев...
Сегодня день рождения Муслима Магомаева.
Год назад в эти августовские дни Муслим напряженно работал. Тяжело больной, доверившись врачам, он перенес непростую операцию и был полон надежд, что вернется в строй. Его совсем не тяготило, что 17 августа в честь дня рождения не будет устраиваться застолье – он вообще не любил того, что ныне называют тусовками, и совсем не огорчался, что даже близкие поздравят его по телефону или через сайт в Интернете – наоборот!
Уверенность в том, что остается безгранично любимым кумиром миллионов, конечно же, согревала, но выразить ответные чувства теперь ему хотелось не звуками своего божественно красивого баритона, а печатными словами признательности в книге, ставшей исповедью.
Десять лет назад Муслим Магомаев издал книгу своих воспоминаний, которую поэтично назвал «Любовь моя - мелодия». Богатая на факты, написанная изысканным языком, она разошлась большими тиражами. Но, думается, не только потому, что автор пользовался не превзойденным авторитетом у читателей. Главным достоинством самых честнейших откровений автора книги стал отбор материала. И факты биографии, и имена достойнейших людей, которым, по его мнению, он был обязан своим воспитанием, мировоззрением и успехам, и интерпретация описываемых событий - все позволяло увидеть истоки неординарности этого не просто талантливого, но благородного, принципиального, честного и искреннего человека. Такое не прочтешь мимоходом, равнодушным взглядом скользя по страницам…
Мысль переиздать книгу давно бередила Муслима – тираж первой давно уже разошелся, в его жизни появились новые, достойные и дорогие сердцу люди, чувство благодарности и любви к которым он мечтал выразить публично, да и отношение к прошлому в немалой степени изменилось – как тут промолчишь…
Он очень спешил! Даже на больничной койке додумывал отдельные эпизоды и подыскивал самые точные слова, а, оказавшись дома, вычитывал ставшие поступать из издательства оттиски, добиваясь, чтобы не только текст, но и внешний облик книги соответствовал его изысканному вкусу.
Спешили и помощники – редакторы, корректор, Араз Агаларов, активно участвовавший в издании. И спешили не зря. В день своего рождения Муслим уже держал в руках всего две недели назад подписанную к печати (1 августа) книгу, вышедшую в нарядном переплете тиражом 5 тысяч экземпляров.
Сейчас держим ее в руках и мы – в новом дизайнерском оформлении, по-новому названной, а главное значительно дополненной описанием встреч с неординарными личностями, событий последних лет и новыми иллюстрациями. Только теперь, когда ее автор покинул этот бренный мир, жадно вчитываясь в обновленный текст, мы ловим себя на мысли, что и сами хотим быть похожим на этого героя наших дней, стать каким дано лишь избранным.
Мы, знавшие Муслима по его божественному голосу, по песням, которые он ревностно отбирал для исполнения, по рассказам о его неземной популярности и редкостном обаянии, ныне видим его как бы изнутри. И не просто видим - воспринимаем каждое написанное им слово как некое предостерегающее некоторых сограждан пророчество, как завещание, совет человека, пример и опыт которого, одаривая современников и потомков совсем не материальными ценностями, позволяют жить праведно и достойно.
Подобное ощущение наверняка испытает каждый, кто прочтет книгу Муслима, особенно сегодня, в день его памяти.
Как же иначе, если уже в предисловии, названном «От автора», он написал так:
«Я горжусь своей родиной и люблю ее. Пусть такое вступление к книге воспоминаний сочтут несколько пафосным, но это так. И всю жизнь я раздваивался в этой своей любви: говорил, что Азербайджан – мой отец, а Россия – мать. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова – список можно продолжать – я очень молодым приехал в Москву. И она в миг окружила меня любовью, сделала известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты.
Сейчас я живу в Москве, но всегда помню и наш бакинский двор, и бульвар на берегу теплого Каспия… Баку – святая для меня земля. Да и для каждого бакинца его город - не просто место рождения, это нечто большее. У бакинцев особый характер, особый стиль жизни. Разбросанные теперь в силу разных жизненных обстоятельств по многим странам, бакинцы, люди разных национальностей, стараются и там общаться между собой и по возможности хоть на несколько дней возвращаться в родной город.
Работая над книгой в Москве, я мысленно переносился в свое детство, юность, которые прошли в Азербайджане, вспоминал своих учителей, друзей и всех тех, кто так или иначе помог мне стать тем, кем я стал. Помог своим вниманием, добротой, своей дружбой, поддержкой и просто тем, что они были в моей жизни. Моя республика пришла мне на помощь, когда десять лет назад появилась возможность издать книгу моих воспоминаний, - и свою признательность за это я выразил Аппарату президента Азербайджана Г.А.Алиева.
Но сначала было предложение… Если бы не издательство «Вагриус», я бы тогда не написал свою книгу – все откладывал на потом. Но, к сожалению, с годами память не становится лучше. Многое вспомнилось мне уже после того, как книга была сдана в издательство. Конечно, и после ее выхода в памяти всплыло немало.
И вот десятилетие спустя мне снова позвонили из издательства и предложили поработать вместе - ведь за прошедшие годы многое изменилось, в том числе и в моей жизни. Я согласился и, перерабатывая прежний текст, попытался дополнить книгу новыми воспоминаниями, новыми главами.
Впрочем, главная наша книга не на бумаге, а в нас самих. Как сказал поэт Роберт Рождественский:
Воспоминания глядят в глаза,
Воспоминаний обмануть нельзя.
Они по самой сути мои друзья и судьи
И мои наставники…
Живут во мне воспоминанья,
Живут во сне и наяву.
Они тепло мое весеннее,
Моя мечта, мое везение,
Моя надежда и спасение.
Пока я помню – я живу.
Строку из его замечательного стихотворения, ставшего прекрасной песней, я вынес на обложку этой книги».
Сегодня, когда мы с грустью отмечаем день рождения Муслима Магомаева, все-таки с удовлетворением отмечая, что похоронен он в своей родном городе, не случайно заходит речь о книге воспоминаний великого певца и гражданина – патриота.
Этой книгой он подарил нам и свой мир – прочтя ее, мы узнаем многое из того, что он вобрал в себя из жизни, окружающей и нас, что полюбил на всю жизнь и чем дорожил. И очень уж льстит нам, что с восторгом воспринимавшей его выступления публике во всем мире было явно не понять многое из того, что составляло его ауру, обаяние и суть, ибо главным, всегда близким, понятным и вызывавшим гордость в нем было исконно наше.
Галина Микеладзе