Расим Мусабеков: «Туркменистан в свете диверсификации поставок своего газа стал уверенней говорить с Россией»
Комментируя прошедший в Казахстане и Туркменистане неформальный саммит лидеров прикаспийских стран, политолог Расим Мусабеков отметил, что фактически никаких общекаспийских вопросов обсуждено не было.
«К тому же и в формате двусторонних встреч не состоялось каких-либо обсуждений между президентами четырех прикаспийских стран. После возвращения президента Алиева из казахского Актау остальные президенты – Медведев, Назарбаев и Бердымухаммедов прибыли в Туркменистан, где основным вопросом обсуждений были российско-туркменские отношения в газовой сфере», сказал Мусабеков.
«Фактически российскому и туркменскому президентам не удалось договориться относительно цен на транспортировку дополнительных объемов туркменского газа в Россию. Президент Бердымухаммедов чувствует себя довольно уверенно в свете осуществляемого проекта газопровода в Китай, расширения газотранзитной инфраструктуры в Иран и других перспективных проектов в юго-восточном направлении. Туркменистан достаточно быстро осуществляет диверсификацию своих маршрутов транспортировки газа, в связи с чем и занял выжидательную позицию, рассчитывая на то, что в итоге российская сторона согласится с предложенными официальным Ашгабадом ценами на туркменский газ», отметил политолог.
«Не удалось найти на прошедшем саммите общий язык между Москвой и Ашгабадом по вопросу транспортировки в Россию газа с месторождений на востоке Туркменистана. То есть в Ашгабаде решили не торопиться с ответами российской стороне, и будут выжидать, пока Москва, заинтересованная в удержании своей исключительной роли в поставках «голубого топлива» в Европу, не согласится на ценовые условия, предложенные Туркменистаном на свой газ», завершил Мусабеков.
Ризван Гусейнов