Али Алиев: «Странно было бы, если бы не наблюдалось нападок в адрес Лалы ханум Шовкет»
Интервью 1news.az с председателем Партии граждан и развития, входящей в состав оппозиционного политического блока «Азадлыг», Али Алиевым
- Как известно, осенью текущего года в Азербайджане состоятся очередные выборы в Милли Меджлис, в связи, с чем уже сегодня во многих политических партиях начался процесс подготовки к участию в них. Правда, как это происходило неоднократно и ранее, и ныне - в преддверии парламентских выборов - в стане оппозиции вновь слышатся обвинения в адрес друг друга, представители различных партий выступают с взаимными упреками. В связи с этим возникает вопрос: почему относительное спокойствие, которым характеризовался период, прошедший с момента проведения парламентских выборов в 2005-2006 гг., снова сменился взрывом взаимных эмоциональных нападок между политическими оппонентами, представленными в азербайджанской оппозиции?
- Политическая борьба сродни спортивной. Здесь тоже наблюдается борьба за лидерство, за право занимать места в политическом пространстве. В связи с этим борьбу между политическими организациями необходимо оценивать трезво и подходить к ней с пониманием. Ведь без ведения борьбы, без грамотной аргументации своей позиции невозможно овладеть симпатиями избирателей. Но, к сожалению, эта борьба достаточно часто омрачается негативными тенденциями в виде черного пиара.
Это элемент данной профессии, пусть и нежелательный, но, тем не менее, неотъемлемая его часть. К сожалению, некоторые партии в Азербайджане, прибегая к шантажу и используя грязный компромат, который на самом деле отсутствует, стремятся выбить из колеи тех конкурентов, которые, представляют для них угрозу. Я не оправдываю и не разделяю точку зрения руководства этих партий, считая, что арбитром в этом случае, все-таки, является избиратель, который должен оценить, кто прав, а кто нет.
С большим сожалением приходится отмечать, что усилиями некоторых партийных лидеров в Азербайджане тяжесть борьбы сегодня смещается внутрь оппозиционного лагеря. Это нежелательный процесс. В результате происходит как бы внутриоппозиционная борьба за лидерство. Я думаю, что со стратегической точки зрения это неправильный подход к вопросу. Было бы лучше, все-таки, ограниченные ресурсы оппозиционных сил направить в другое русло, а именно - на выборы. В данном случае, речь идет о парламентских выборах.
Почему четыре года не было столкновений? Я думаю, что последние перипетии в стане оппозиции происходили после того, как партия «Мусават» решила участвовать в парламенте, который не был признан их союзниками. Последняя такая яркая перепалка произошла в 2006 году, когда «Мусават» приняла участие в повторных парламентских выборах. Затем все это сменилось затишьем во внутриполитической жизни страны. Активизация в этом плане вновь началась только в 2009 году, когда мы, оппозиционные силы, объединившись в Движение «За Республику и Карабах», единым фронтом выступили по вопросам повестки дня азербайджанской политики.
Наблюдаемая же сегодня грязная борьба в Азербайджане началась в 2009 году в преддверии муниципальных выборов. К сожалению, и на этот раз «отличились» представители партии «Мусават», которые, не обосновав серьезно свою позицию, выступили с нападками против партии «Умид», тем самым расколов движение, которое являлось реальным претендентом, способным повести серьезную борьбу на муниципальных выборах и положить начало парламентским выборам, а также изменить обстановку в стране в целом. Потеряв это движение, мы не смогли серьезно подготовиться к муниципальным выборам и оказать серьезное сопротивление властям. Исход муниципальных выборов сегодня известен всем. Сейчас, уже в начале 2010 года, совершенно опять-таки необоснованно эти нападки начались на Меджлисе партии «Мусават» и привели к сегодняшнему неблагоприятному климату, который возник между оппозиционными силами.
Почему это делается? Вот основной вопрос. Я думаю, что те процессы, которые сегодняшняя оппозиция прошла за последние 15 лет, к сожалению, так и не дали нормальных результатов. Ни разу. Наоборот, традиционная оппозиция потеряла своих активных сторонников в сфере экономики, в сфере науки, в сфере интеллигенции, и, тем самым, ее ресурсы уменьшились. Политическая борьба должна приводить пусть и к небольшим, но каким-то нормальным результатам. К сожалению, в азербайджанской оппозиции участвующие в предвыборных процессах претенденты в конце выборов остаются ни с чем. Впустую пропадают и потраченные финансовые ресурсы, и потраченная энергия, и затраты человеческих ресурсов. И когда это повторяется из года в год, от процесса к процессу, то получается, что нормальная борьба, которая ведется со стороны оппозиции, она попросту безрезультатна. А безрезультатность приводит к тому, что некоторые силы в оппозиции начинают думать, что раз уж на сегодняшний день все равно ситуацию невозможно изменить, то нам достаточно и того, что мы стали первыми или вторыми в рядах оппозиции. Это тоже имеет определенную важность для этих партий или структур.
И именно на почве того, чтобы достичь хоть каких-нибудь, пусть и малых, необъективных результатов, и ведется такая грязная борьба против своих серьезных оппонентов. Конечно, странно было бы, если бы не наблюдалось нападок в адрес Лалы ханум Шовкет, потому что это очень серьезный человек, очень серьезная личность с достаточно большим потенциалом, который, к сожалению, не может найти себе применения. Нападки я объясняю именно этим, но ни в коей мере их не оправдываю.
- Вы являетесь председателем оппозиционной Партии граждан и развития, входящей в оппозиционный политический блок «Азадлыг». Как вы считаете, способны ли оппозиционные партии Азербайджана объединиться и выбрать единого кандидата по избирательным округам на парламентских выборах?
- По крайней мере, будучи блоком «Азадлыг», мы сегодня активно работает в этом направлении. Все наши внутренние обсуждения направлены на то, чтобы сплотить вокруг себя оппозиционные партии или создать тот силовой центр в оппозиционном лагере, который мог бы противостоять правительственной команде, которая будет выступать в избирательных округах в качестве кандидатов в депутаты. Лично я являюсь сторонником биполярной политической плоскости, где в одном углу своеобразного ринга представлены основные кандидаты от правящей партии, а на противоположном полюсе - основные согласованные кандидаты, которые бы представляли серьезную оппозицию. Конечно, мы как оппозиционный лагерь не сможем прийти к единому мнению в том, чтобы все политические силы, которые объявили себя оппозицией, смогут договориться по кандидатам во всех избирательных округах. Но мы сможем, и мы стараемся работать в этом направлении, чтобы, по крайней мере, сплотить основные оппозиционные силы в избирательном блоке, или может даже в политическом движении. Чтобы согласовать наших основных, кандидатов, чтобы голоса протестного электората не были раздроблены, не были измельчены неверно выбранной нами политикой.
К чему мы придем, это уже вопросы времени. На данном же этапе мы согласовываем между собой принципы, на которых мы можем объединиться в избирательном блоке или в каком-то движении, обсуждаем, с какими партиями этого можно достичь. А в дальнейшем уже мы будем работать над организационными вопросами и, наверное, уже находить формы, по которым мы будем определять своих единых кандидатов. Это наш теоретический подход к вопросу. На практике, я думаю, это будет тяжело сделать, но другого выхода тоже нет. Мы хотим дать серьезный «бой».
- В последние несколько месяцев активно муссируются разговоры о том, что башкан партии «Мусават» Иса Гамбар может оставить свой пост партийного лидера. Насколько реальна такая возможность? В том случае, если Иса Гамбар уйдет с поста башкана «Мусавата», кто реально может стать новым председателем этой оппозиционной партии?
- Я не слишком близко знаком с кухней партии «Мусават», однако выводы делаю из официальных заявлений лиц, которые руководят, или, по крайней мере, имеют влияние на руководство партии. По сложившемуся у меня из прессы мнению, Иса Гамбар, наверное, на следующем съезде партии все-таки уйдет с поста башкана. Он сам заявил об этом на Меджлисе партии, и я думаю, что он достаточно серьезный человек, который перед тем как поступить так или иначе, очень строго измеряет плюсы и минусы своих заявлений. На днях я также прочитал позицию главного редактора газеты «Ени Мусават» Рауфа Арифоглу, который имеет очень хорошие связи и влияние в этой партии. Он тоже как бы заочно подтвердил мое мнение, утвердил его и подкрепил, сказав о том, что никакая сила не сможет воспрепятствовать Исе Гамбару уйти с этого поста.
Мое мнение складывается исходя из этих заявлений, и я думаю, что в конце этого года, на очередном намечающемся к проведению съезде партии «Мусават», Иса Гамбар все-таки оставит пост башкана. Я думаю, что он сделает правильно, потому что сегодня уход с поста, когда нет перспективы реализации своих потенциальных возможностей, это правильное решение. Это необходимо, чтобы в дальнейшем при нормальной обстановке сохранить свой теоретический шанс на возвращение в передовые ряды борьбы. Это также необходимо и с точки зрения восстановления сил.
Поэтому принятие решения об оставлении поста башкана «Мусавата» со стороны Исы Гамбара я оправдываю. Но есть один момент. Он не должен повторять ошибки другого человека, который, заявив о том, что уходит из активной борьбы, тем не менее, всеми своими закулисными действиями мешал новому руководству, которое было избрано демократически в своей же партии. Эта печальная практика, которая уже имеется в Азербайджане, приводит к разрушению серьезных политических структур. И я считаю, что на примере Лалы ханум стоит показать, как можно сохранить свои позиции, сдав их новому поколению в партии. Это довольно хороший пример, у которого нужно брать все положительное.
А вот по поводу того, кто может прийти к руководству в партии «Мусават», то это довольно-таки серьезный вопрос, и я думаю, что некорректно будет сегодня мне излагать свою симпатию в чью-то пользу. Я наблюдаю за ходом виртуального голосования, где первенство одержал Губад Ибадоглу, к личности которого я испытываю симпатию. И есть другие люди, которые могут прийти на этот пост после Исы Гамбара, но я о своих откровенных симпатиях и прогнозах все-таки умолчу.
- Сегодня принято считать, что лидер Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов ушел из серьезной политики. Может оставить пост башкана «Мусават» Иса Гамбар. А кто может занять лидирующие позиции в оппозиции в том случае, если председатель Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли и лидер Либеральной партии Азербайджана Лала Шовкет также решат оставить активную политическую деятельность?
- Понимаете, вопрос лидерства в политике – это очень сложный вопрос. Есть хорошее, принадлежащее серьезному политическому деятелю изречение, в котором говорится, что власти способны на многое, но не могут одного, а именно, создать свою оппозицию, реальную оппозицию. Это на самом деле так. Дело в том, что очень часто муссируется такая мысль, что сегодняшние лидеры мешают возрождению или выходу на политический подиум нового поколения лидеров. Что как бы стопорят этот процесс. Считаю это неправильным и необъективным подходом к данному вопросу.
Я опять проведу параллель со спортом. Я очень люблю футбол, и сам в свое время занимался этим видом спорта. Исходя из вышесказанного, можно было бы предположить, что молодой талантливый Месси должен ждать, пока с поля уйдет, скажем, Рональдиньо. Вы понимаете, талант лидера не будет ждать, чтобы для него освободили какой-то пост, какое-то поприще. Я думаю, что лидер, который чувствует в себе силу и потенциал, обязательно пробьет для себя путь, может, даже тропинку маленькую, где он потом может создать добротную почву для лидерства. А что касается тех, кто сетует на то, что, якобы, первое поколение азербайджанских политиков мешает им выйти на авансцену, то они просто лукавят, они неправы.
Сегодняшняя азербайджанская оппозиция одна из сильнейших на постсоветском пространстве. Я думаю, что такие лидеры, которых вы перечислили, они имеют довольно-таки очень серьезный потенциал. Но, к сожалению, сегодня нет той замены, которая могла бы достойно и эффективно заменить их. Сама жизнь должна диктовать, кто может прийти на замену кому-то, да еще неизвестно, смогут ли после ухода Исы Гамбара его место заполнить те люди, которые придут после него. Жизнь сама это покажет. И я думаю, что с этим вопросом нельзя торопиться.
Что касается теоретически возможного ухода с неофициального поста лидеров оппозиции Лалы ханум и Али Керимли, то, я думаю, что у них очень большой потенциал, который, к сожалению, не реализован. Жизнь сама покажет, будет ли он (потенциал – Р.Б.) использован.
Расим Бабаев
3660