Сбежавший в Азербайджан Егише Геворкян: «Насчет Карабаха я вам честно скажу - ереванские армяне уже от него устали»
Интервью 1news.az с гражданином Армении, добровольно перешедшим на азербайджанскую сторону вместе со своей семьей, Егише Геворкяном.
- Как случилось, что вы решили перейти на азербайджанскую сторону?
- В Армении я жил в нищете и притом не имел даже права голоса в своем родном городе, где родился и прожил всю жизнь.
10 января я пошел на парламентские выборы, чтобы проголосовать за своего кандидата, и не нашел в списке избирателей своей фамилии. Я начал разбираться, как такое могло случиться, ведь за три месяца до этого, в ходе выборов мэра, моя фамилия была в списках, а сейчас ее вдруг не стало. Поскольку никто не стал со мной говорить, я пошел жаловаться в органы госбезопасности, откуда меня практически прогнали.
До того, 29 декабря я был вызван в суд из-за того, что в моей квартире не было счетчика. Мы и так получали маленькое пособие, никто в нашей семье не работал, а тут еще и «за воду» вызывают в суд.
Все это осточертело, я собрал семью и предложил перейти границу с Азербайджаном.
- А каким был сам процесс перехода на азербайджанскую сторону?
- Собрались с семьей, сели в машину и поехали в сторону Садарака. Там я переходил границу с Азербайджаном под пулями. Там с армянской стороны есть пост, откуда и стреляли по машине.
До перехода границы я позвонил по телефону на горячую линию одного из телеканалов и сообщил им, что перейду границу.
Когда переходил границу азербайджанской стороны, трое детей сидели на капоте, а перед ними стоял азербайджанский пограничник.
Он поначалу хотел отправить нас назад, но я ему сказал, что не могу вернуться и, что хочу перейти на сторону Азербайджана. Он поговорил с кем-то по рации и нас пропустили. Через день меня в Нахчыване еще раз спросили, не передумал ли я, и не хочу ли вернуться назад. Я ответил отрицательно.
На второй день у меня «тысячу» раз спросили, не хотим ли мы вернуться назад. Мы опять ответили отрицательно. Они наверное думали, что мы сумасшедшие...
Через несколько дней у меня опять спрашивают: «Может, назад хотите?». Я ответил отрицательно и сказал, что назад пути нет до тех пор, пока у власти этот парламент, пока у власти Саргсян, которые действует по указке своих хозяев.
- Какова ситуация в самой Армении?
- В Армении нет прав, нет законов, как сказал «правитель», так и будет. Саддама Хусейна за что повесили? За то, что был диктатором. Наш президент такой же диктатор.
Серж Саргсян не может нормально говорить на армянском языке, какой из него президент?
Зачем сажаешь, гоняешь, мирных людей? Все попытки мирных митингов разгоняются силой. События 1 марта известны всему миру. Европарламент больше года боролся, чтобы он отпустил невинных людей. Я был в тюрьме, в то время… нас в камере должно было быть 10 человек, а было 16-20, «пихали», кого попало. Случайных прохожих тоже «запихивали»….
- Хотите ли вернуться в Армению?
- В Армению не поедем. Я из Еревана, жил в центре города. Ничем не можешь заняться без взятки. Скажем, если у тебя есть участок, то для того чтобы получить разрешение на постройку, ты должен заплатить 5 тысяч долларов. Всюду одно и то же.
Везде на каждом шагу инспектора останавливают, вымогают деньги. Вот у меня терпение и лопнуло.
Налоговая инспекция - это настоящий налоговый террор. Всех обдирают - магазины, таксистов. Если имеешь какой-то доход, даже если подметаешь улицы, то и из этого твоего заработка тоже ты должен «отстегивать». Попробуй, поживи в таком государстве, где не имеешь никаких прав.
Как только выбрали Саргсяна, сразу же подорожали газ, вода, электричество, хлеб! Все дорожает, а денег нет. Как жить?
- А что думают в Ереване про Карабах?
- Насчет Карабаха я вам честно скажу - ереванские армяне уже от него устали. В Ереване уже никто даже не митингует. Только Левон (Тер-Петросян – ред.) митингует. Я сам хоть и его сторонник, на митинги не выхожу, там все снимается на камеру, куда мне лезть…
Я матерью клянусь, детьми клянусь, если начнется война… мне просто жалко детей ереванских. Всех «пихают» в Карабах. А ереванцы не хотят войны. Все понимают, что если, не дай Бог, будет война, на этот раз Саргсян ее проиграет.
Такой президент армянам не нужен. Старикам, которым по 70-80 лет, которые всю жизнь проработали, дают по 20—30 долларов, на все продукты питания цена постоянно растет, бензин дорожает...
Дети ходят в школу, а одевать их не на что. Мне мой ребенок говорит: «Папа у одноклассника красивая одежда, а мне можно такую же?».
Мне так трудно от всего этого. Ни работы, ни денег, рабочему человеку просто невозможно жить.
Серж Саргсян держит страну на кредитах. Вот русские выдали 500 миллионов на малый и средний бизнес. Приходишь в банк, а там просят заложить все имущество. Мне тогда нужно было всего 5-6 тысяч долларов, чтобы купить аппаратуру. Я сам по профессии сварщик. Нужны кислородные баллоны, инструменты, чтобы работать. А они мне - бизнеса не имеешь, денег не дадим. А в действительности выдают деньги своим подставным людям. В Армении - где большие деньги, там свои люди.
Даже если доказываешь, что есть бизнес, говорят, мало прибыли.
В парламенте сидят одни бизнесмены, а из таких «политиков» какие депутаты?
Они закон создают под себя, чтоб обходить было удобно. Даже в уголовном законодательстве нет четкости. Следователь как хочет, так и «крутит».
Большинство должностей занимают карабахцы. Заводы все перекуплены, завод имени Дзержинского карабахцы вообще разгромили и построили ярмарку.
- А как армяне в Ереване относятся к азербайджанцам?
- В Ереване население не хочет войны. Армяне к азербайджанцам относятся нормально. Помню в центре города была улица Нариманова, там жили азербайджанцы, я с ними вырос.
Я и на войну не пошел, и автомат в руки не взял. Простые ереванские армяне не тыкают пальцем и не испытывают ненависти к азербайджанцам. Но те карабахские армяне ,которые сидят у власти считают, что они эту войну выиграли и это их корона. Но им это только кажется.
Напомним, что 10 января гражданин Армении Егише Петросович Геворкян вместе с семьей, состоящей из, жены и трех детей 3, 6 и 7 лет, добровольно пересек на автомобиле границу Армении с Азербайджаном. В настоящее время он содержится в Азербайджане.
1news.az