Александр Караваев: «После приведения ситуации в Сирии к какому-то промежуточному миру такой же кризис может начаться и в Иране»
Интервью 1news.az с заместителем гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства (ИАЦ МГУ), российским политологом Александром Караваевым
- Как бы вы прокомментировали информацию, распространенную в армянских СМИ о расселении сирийских армян на оккупированных территориях Азербайджана?
- Если речь идет о состоятельных армянах из Сирии, то они вряд ли вообще останутся в Армении, я уже не говорю о расселении в Нагорном Карабахе.
Скорее Армению они будут использовать как транзитный пункт для дальнейшего перемещения либо в Россию, либо в страны Евросоюза. Что касается тех семей, которые можно отнести к уровню дохода ниже среднего класса, то здесь сказать что-либо трудно.
Также есть большая необходимость в обеспечении их работой, причем в таких сферах, которые заинтересовали бы сирийских армян.
То есть имеется много факторов, которые влияют на расселение.
В настоящее время армянская экономика не подготовлена к приему беженцев в должной мере. Пусть даже их число незначительно, ведь речь не идет о сотнях тысяч человек.
Даже тем людям, которые при переезде в Армению согласятся поехать в Нагорный Карабах, придется обеспечивать эти условия за счет своих собственных средств.
Тут надо упомянуть роль диаспоры, но я пока не слышал, чтобы армянские фонды выделили какие-то средства на расселение сирийских армян.
- А как насчет урегулирования самого армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта? Можно ли сказать, что он зашел в тупик?
- Это давно уже понято. Все говорят о том, что ход переговоров зашел в тупик, и что и в Армении, и в Азербайджане никого это не устраивает.
Причем в тупик переговоры зашли достаточно давно. Какой-либо динамики, связанной с инициативой Минской группы ОБСЕ или стран, которые в ней представлены, не ожидается.
- Недавно американский конгрессмен Дэйн Рорабахер призвал поддержать борьбу азербайджанцев Ирана за свою независимость. Что стоит за этим заявлением?
- Это надо расценивать как один из факторов давления на Тегеран. Я не думаю, что за ним стоит какая-то политическая реальность, хотя, безусловно, Вашингтон будет использовать все возможные ресурсы в отношении Ирана. Это включает раздувание политических кризисов внутри страны, поддержку общественно-политических процессов, которые могли бы привести к смене власти.
В конечном итоге все это скажется на азербайджанском движении, на организациях, представляющих интересны азербайджанцев Ирана. Большой удар обрушится на политических активистов, которые всегда находились под неусыпным контролем спецслужб страны, а после заявлений конгрессмена Рорабахера Тегеран будет воспринимать их как пятую колонну и думать о том, что Вашингтон пытается провести в отношении Ирана сценарий арабской революции.
Так что, подобное заявление – это логический шаг Вашингтона, который пытается всеми силами дестабилизировать обстановку в Иране, чтобы политические процессы привели к смене власти. Но если рассматривать это с позиции интересов или же непосредственно стабильности в регионе, то вряд ли все это принесет какое-то спокойствие.
- Какие у вас прогнозы относительно происходящих в Сирии процессов?
- Все прогнозы сводятся к тому, что режим Башара Асада закончит свое существование.
Весь вопрос, по какому сценарию это произойдет. Здесь есть два варианта: либо это произойдет как в Ливии, то есть страна пройдет все круги ада гражданской войны. И это будет длиться какой-то промежуток времени и будет остановлено каким-то промежуточным коалиционным правительством оппозиции.
С другой стороны, никто не отменял и более мягкий вариант, по которому на основе компромисса с лидерами оппозиции Башар Асад просто постепенно отойдет от должности, может быть, уедет из страны.
Скорее всего, гражданская война будет набирать обороты.
- А процессы в Сирии могут как-то повлиять на Южный Кавказ?
- Сценарий, который сейчас разворачивается в Сирии, похож на те разработки, которые возникали в Вашингтоне в начале 2000-х годов по переустройству Большого Ближнего Востока.
Следовательно, после приведения ситуации в Сирии к какому-то промежуточному гражданскому миру, думаю, что такой же кризис может начаться и в Иране.
Это возможно будет не через несколько месяцев, а в течение нескольких лет.
Эльшан Рустамов