Новелла Джафароглу: «Мы не можем назвать кого-либо политическим заключенным до завершения судебного состязательного процесса»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Общества защиты прав женщин имени Диляры Алиевой, правозащитницей Новеллой Джафароглу
- Новелла ханум, вот уже около месяца длится процесс над бывшим министром здравоохранения Али Инсановым, и, несмотря на то, что судебное разбирательство не завершено, определенные круги говорят о политических мотивах ареста, соответственно нарекая А.Инсанова «политическим заключенным». Что Вы, будучи правозащитницей, можете об этом сказать?
- Мы не можем назвать кого-либо политическим заключенным до завершения судебного состязательного процесса. Это касается всех и, конечно, бывшего министра А. Инсанова. Это известный факт, что бывший министр был арестован по политическим мотивам, обвинен в попытке совершения государственного переворота. Потом его обвинили в присвоении государственного имущества, в коррупции и экономических преступлениях. Однако процесс приобрел политический характер независимо от сути предъявленных обвинений. Такой вывод можно сделать, наблюдая течение процесса, поскольку он не ведется объективно и справедливо. Не удовлетворяются ходатайства и предложения адвоката по вызову в судебное заседание свидетелей защиты. Кроме того, А. Инсанов долгие годы занимал должность и если он был коррумпирован, то ведь были и лица, с которыми он делился незаконными доходами. Мы ждем решения суда. Ждем дальнейших откровений в суде. И лишь затем представим нашу позицию.
- Довольно часто слышатся обвинения в том, что лица и организации, защищающие заключенных и подследственных, входят с ними в сговор и за большие деньги вносят их в списки «политических заключенных», чтобы затем посылать их в международные организации...
- Я не принимаю эти обвинения, не считаю их обоснованными. Люди, распространяющие такое, все мерят на свой аршин, во всем видят корыстный расчет. Лично я от своего имени и от имени правозащитников с полной ответственностью заявляю, что мы не брали денег ни от кого. Это просто невозможно. Поэтому я не воспринимаю эти обвинения близко к сердцу.
- А если процесс будет, как Вы говорите, объективным, и обвинения в деле Инсанова будут доказаны, Вы и тогда будете величать его «политическим заключенным»?
- Но ведь процесс по делу Инсанова, как и все предыдущие, не проводится с соблюдением принципов объективности и справедливости. Если бы суд изначально был беспристрастным, то не было бы столько пересудов. Верить в объективность приговора по делу Али Инсанова было бы верхом простодушия.
- К месту будет сказано, сами правозащитники обвиняют друг друга во взяточничестве, в пренебрежении к интересам Азербайджана. Что Вы на это скажете?
- Я впервые слышу об этом. Таких обвинений не было и, наверное, не будет и впредь. Все это ничто иное, как попытки определенных кругов посеять раздоры и недоверие в правозащитной среде.
- На повестку дня вынесен вопрос о казенном финансировании НПО, дабы сократить масштабы финансирования прежде всего правозащитных организаций из сомнительных зарубежных фондов. Ваша позиция?
- Я в принципе не против финансирования государством НПО, и чем скорее это осуществится, тем лучше, потому что не останется места для спекуляций. Однако я никак не соглашусь с утверждениями о том, что правозащитные структуры зависимы от каких-то сомнительных зарубежных фондов и на их деньги продают интересы Азербайджана. Мы получаем гранты от тех организаций, которые сотрудничают с нашими официальными организациями и также выделяют им гранты. При этом, если мы получаем 5-6 тысяч долларов, то государственным организациям выделяют в десятки раз больше. Они тоже являются агентами организаций выделяющих гранты? Ну невозможны столь абсурдные обвинения. Обвинения должны быть убедительными. Говорят о государственном финансировании НПО. Так пусть и финансируют. Чего же ждут?
- Но ведь известно, что некоторые правозащитные и другие НПО не предоставляют отчеты о своих финансовых источниках.
- Я тоже являюсь сторонницей прозрачности в отчетной документации и как руководитель НПО этому правилу следую неукоснительно. Мы и без того отчитываемся перед нашими донорами, а также платим налоги. Вот если бы государственные органы проявили интерес к обеспечению прозрачности, послужили, так сказать, примером в практике составления отчета перед донорскими организациями. К сожалению, мы этого не наблюдаем.
- Говорят о создании Государственного комитета по делам неправительственных организаций. Есть ли нужда в такой организации?
- Считаю что есть. Но с условием, что такая структура будет в непосредственном подчинении президента Азербайджана. Тогда можно ожидать положительного результата. Эта организация, будучи созданной из авторитетных НПО, беспартийной интеллигенции, представителей масс-медиа, могла бы периодически, раз в два-три месяца встречаться с президентом и представлять ему идеи и предложения неправительственных структур. Если же эта организация будет создана в иной форме, из 5-6-и «подхалимских» представителей НПО, то проку от нее не будет. НПО – это неправительственные организации, они необходимый элемент гражданского общества. Невозможно собрать их воедино и управлять ими, а если это и будет сделано, то положительного итога ожидать нельзя. Лично я за сотрудничество с правительством, за совместную, конструктивную работу по разрешению правозащитных проблем. Мы даже сотрудничаем в этом направлении: представлены в Рабочей группе по политическим заключенным, наряду с представителями государства. Я поддерживаю только такой вариант – создание названной структуры при президенте.
- Хотелось бы узнать Ваше отношение к инциденту в Милли меджлисе, где произошел вызвавший широкий резонанс конфликт между Гусейном Абдуллаевым и Фазаилом Агамалы.
- Этот инцидент носит политический характер, чтобы кто ни говорил. Гусейн Абдуллаев арестован по политическим мотивам. Как правозащитница я не могу одобрить такое наказание Гусейна Абдуллаева. Все видели, что зачинщиком выступил Фазаил Агамалы. И это происходило в тот день, когда обсуждался отчет правительства и когда Гусейн Абдуллаев подверг критике деятельность правительства. Да, возможно, были допущены неэтичные выпады, но вмешательство другого депутата недопустимо. Вместо разбора дела по существу при участии руководства Милли меджлиса принимается скоропалительное и жестокое решение. Мы никоим образом не можем согласиться с таким решением. Ведь и ранее были такие случаи, в частности мы помним, как депутат А. Абиев недостойно выражался по адресу Али Керимова. Почему же тогда не были приняты меры? Отмечу и такой факт: Гусейн Абдуллаев был всегда при власти, защищал ее позиции. Даже более того, случалось, что его люди били наших митингантов... В отношении к нему избрана слишком суровая мера. Если судебное разбирательство по его делу не будет вестись объективно, то неизбежным будет результат – Гусейн Абдуллаев станет политическим заключенным.
К. Гамидов, 1news.az