Карабах в обмен на Европу
Судя по заявлениям представителей Минской группы ОБСЕ, в ходе намеченного на 10 июня саммита СНГ может произойти прорыв в переговорах по проблеме Нагорного Карабаха. Основанием для оптимизма стали переговоры в Баку и Ереване, во время которых были частично согласованы рамочные соглашения и подтверждена готовность президентов Армении и Азербайджана на двустороннюю встречу в Санкт-Петербурге.
Тем не менее, даже на этом благостном фоне Баку и Ереван продолжают обмениваться резкими заявлениями. Одновременно бросается в глаза тот факт, что суть рамочных соглашений вообще оказалась за рамками информационного поля.
Все это позволяет говорить о том, что международные посредники уже знают, каким должен быть конечный результат, но, сталкиваясь с сопротивлением сторон, постоянно корректируют свои тактические планы. Между тем за 13 лет, прошедших после завершения "горячей" фазы армяно-азербайджанского конфликта, сформировалось устойчивое представление о неразрешимости проблемы Нагорного Карабаха, который все эти годы де-юре как бы принадлежал Азербайджану, а де-факто существовал как независимое, но никем не признанное государство.
В течение всех этих лет карабахский вопрос постоянно обсуждался на международных форумах, политики привычно говорили о решимости добиться мирного разрешения проблемы в соответствии с нормами международного права, но никаких реальных подвижек достигнуто не было. В итоге, карабахский вопрос, равно как и проблемы Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, получил неофициальный статус "тупикового". И эта невозможность договориться привычно объясняется внутренней противоречивостью международного права, которое одновременно опирается и на принцип территориальной целостности государства, и на право наций на самоопределение.
Азербайджан, ссылаясь на первый принцип, настаивает на возвращение Нагорного Карабаха под юрисдикцию Баку. Армения делает упор на праве народа непризнанной республики самому решать свою судьбу. А международные посредники пытаются найти такой сценарий, чтобы, делая свободный выбор, население анклава приняло "правильное" решение – т.е. вернулось под опеку Азербайджана.
Дальше начинается обсуждение деталей. Представители США предлагают начать со взаимных уступок: Армения выводит свои войска из зоны конфликта, т.е. из семи азербайджанских районов, отделяющих ее от Нагорного Карабаха, а Азербайджан дает согласие на проведение референдума по статусу Карабаха. При этом референдум предполагается провести через 10-15 лет, и формулировки его вопросов вообще не обсуждаются.
И это не случайно. Судя по неоднократно проводившимся соцопросам, в Армении считают, что альтернативой независимости может быть только присоединение к Армении. А в Азербайджане до недавнего времени полагали, что и выбирать нечего: Нагорный Карабах является частью Азербайджана, территориальная целостность которого признана международным сообществом. В последнее время Баку несколько смягчил свою позицию, согласившись на вариант автономии внутри Азербайджана.
Из Еревана возражают, предлагая Азербайджану вообще отказаться от вертикального подчинения и строить "общее государство". Это вариант уже был опробован на примере Чехословакии, которая сначала стала "Чехией и Словакией", а потом разделилась на два суверенных государства. Та же схема использовалась при отделении Черногории от Сербии. Но в Азербайджане прекрасно понимают, что общее государство открывает возможности для легитимного отделения Карабаха. И потому Баку заявляет, что автономия – это и так огромная уступка. Аналогичным образом происходят дискуссии и по другим вопросам, касающимся возвращения беженцев и обеспечения безопасности в зоне конфликта.
Между тем, в Армении и Карабахе действительно обеспокоены тем, как будут развиваться события в регионе, если начнется выполнение плана, предложенного Минской группой. Вкратце, сценарий выглядит так. Вместо армянских военных на территорию азербайджанских районов вводятся международные миротворцы. Они будут контролировать процесс возвращения азербайджанских беженцев, покинувших свои дома во время военных действий. Помимо этого, в поле их ответственности окажется Лачинский коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией.
Такой вариант не устраивает армян, считающих, что миротворцы фактически перекроют "дорогу жизни" на Степанакерт, и этот фактор давления на армянское население "блокадного" Карабаха негативно скажется на ситуации в республике. Даже если дело не кончится новой войной и азербайджанская сторона выполнит свое обещание относительно референдума, к моменту его проведения армянское население Карабаха будет деморализовано, что с очевидностью скажется на итогах волеизъявления, тем более что в нем примут участие и возвратившиеся в регион азербайджанские беженцы.
Судя по всему, именно на такое развитие событий и рассчитывают международные посредники. Во всяком случае, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции Бернар Фасье, комментируя подготовку к встрече президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, прямо сказал, что "в конечном итоге все территории должны возвратиться под контроль Азербайджана". В том же духе высказался и сопредседатель Минской группы от России Юрий Мерзликин.
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать принципиальное единство позиций Азербайджана и международных посредников. Теперь дело за малым: убедить Армению смириться с неизбежным. А для этого ее поражение, как минимум, не должно выглядеть унизительным. К сожалению, этого не хотят понимать в Азербайджане, президент которого, используя любой повод, еженедельно делает воинственные заявления.
Постоянно озвучиваемые угрозы "нарастить военную мощь Азербайджана" и силой добиться "окончательного решения" карабахской проблемы, заставляющие армян всего мира вспоминать об ужасах геноцида 1915 г., объективно работают на поддержание воинственных настроений в Нагорном Карабахе и Армении. В такой ситуации официальный Ереван не может пойти на существенные уступки. Хотя бы потому, что позиция по Нагорному Карабаху является единственным, что консолидирует расколотое по всем остальным вопросам армянское общество.
Таким образом, международные посредники вынуждены решать две увязанные между собой задачи. Первая – убедить Армению, что, одобрив рамочные соглашения, она не только не проиграет, но получит некие дополнительные преимущества. И вторая – окоротить мешающий мирному процессу реваншизм Алиева. Эти цели выглядят вполне достижимым: Западу есть что предложить задыхающейся в фактической блокаде Армении в обмен на уступки по Карабаху. Речь, в первую очередь, идет о присоединении Еревана к масштабным транспортным проектам, которые реализуются на Кавказе.
Такая постановка вопроса не только весьма заманчива для Армении, но и выгодна Западу, так как позволить переориентировать Ереван с Москвы на Европу и тем самым окончательно выдавить Россию из Закавказья. Шаги в этом направлении уже делаются. США предлагают профинансировать "ликвидацию последствий военного конфликта", а Грузия дает понять, что возможности двустороннего сотрудничества напрямую зависят от готовности Еревана четко обозначить свою европейскую ориентацию.
Подобные намеки находят понимание в Армении, которая, как отмечают многие эксперты, хотя и не готова к "цветной" революции, но была бы совсем не прочь присоединиться к ЕС и НАТО. Располагает к такому повороту событий и внутриполитическая ситуация в Армении, где в следующем году заканчивается второй президентский срок лидера "карабахского клана" Роберта Кочаряна.
В стране, уставшей от нищеты, коррупции и постоянного ожидания войны, нарастают прозападные настроения, и президентские выборы, в преддверии которых уже началась перегруппировка элит, являются благоприятным фоном для "разворота в Европу", на фоне которого будет гораздо легче решить и проблему Нагорного Карабаха. Т.е. именно такая последовательность: сначала европейский выбор, потом – уступки по Карабаху.
А поскольку Роберту Кочаряну уже, как говорится, нечего терять, он вполне может позволить себе непопулярные действия, на критике которых в будущем году к власти придет его развернутый в сторону Европы преемник. И, похоже, именно вероятность такого сценария, подразумевающего сдачу позиций по Карабаху в обмен на обещания, а не на конкретные действия, спровоцировала беспокойство, наблюдаемое сегодня в армянском обществе. Масло в огонь подлили и заявления американских политиков, выражавших уверенность в том, что прорыв в решении карабахской проблемы произойдет в ближайшее время.
Для России реализация сценария "Карабах в обмен на Европу" будет означать ослабление ее позиций на Кавказе, для Азербайджана – победу и шанс избавиться от комплекса побежденного, а для Армении – не только перспективу начать новую жизнь, но и серьезный удар по основам ее националистической идентичности. Последнее, возможно, совсем не плохо, учитывая тот факт, что именно затея с присоединением Нагорного Карабаха к Армении стала первым ударом по незыблемости институтов бывшего Союза и, одновременно, "великой провокацией", запалившей фитиль межнациональных конфликтов по всей стране.
/utro.ru/