Расим Агаев: «Перемирие в пользу Армении…»
Заключенное 12 мая 1994 года перемирие в армяно-азербайджанской войне однозначно не в пользу Азербайджана, отметил политолог Расим Агаев.
По его словам, уже очевидно, что надежды на урегулирование конфликта со стороны международных организаций являются ничем иным как мифом. Агрессор уважает только силу. Надо вспомнить события, которые предшествовали подписанию акта о перемирии. В мае 1994 года оказалось, что Азербайджан потерпел военное, информационное и дипломатическое поражение в войне с Арменией, которую тайно и явно поддерживала Россия. В то же время не оправдались надежды власти Народного фронта на мощную поддержку со стороны Турции. Пришедший к власти Гейдар Алиев ничего не мог сделать в этой ситуации по той простой причине, что он, как говорится, встал у руля тонущего корабля. Азербайджан оказался не готовым к войне с Арменией. Поражения в бою, гибель военнослужащих ввергали страну в траур и политические катаклизмы. Государство не может воевать в таких условиях, отмечает эксперт.
Таким образом, политикой выкручивания рук Азербайджан вынудили подписать соглашение о прекращении огня. Для Азербайджана это было время для передышки, чтобы вновь попытаться вернуть свои потерянные территории.
Эта война нанесла и морально-психологический урон. Общественность так и не стала свидетелем того, что в войне участвуют дети членов правительства, то есть борьба за территориальную целостность является общенациональным делом. После заключения соглашения о перемирии Азербайджан фактически передал решение этого вопроса МГ ОБСЕ и другим международным структурам, сказал политолог.
Спустя 14 лет действия режима ни войны, ни мира Азербайджан полностью потерял суверенитет над частью своей территории, а Армения, бравируя военными победами, выдвигает право диктовать свои условия на переговорах по урегулированию конфликта.
Победив в войне, Армения теперь стремится закрепить ее результаты в политической плоскости. Достижение мира на переговорах возможно, если этого захотят супердержавы. Но, видимо, пока это не входит в их планы, сказал он.
Джейхун Наджафов