Евгений Кожокин: «Не может быть общего подхода к непризнанным республикам»
Решение Федерального собрания РФ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии связано с тем, что вокруг этих двух республик сложилась исключительная ситуация, заявил 1news.az глава Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин.
«Россия на протяжении многих лет исходила из принципа территориальной целостности Грузии и, надо сказать, сделала много, чтобы сохранить целостность этой страны. К сожалению, последние действия руководства Грузии сделали невозможным убедить население Южной Осетии и Абхазии в том, что они должны вернуться в состав грузинского государства», отмечает Кожокин.
«Россия исходит из того, что существует четко выраженное мнение населения Абхазии и Южной Осетии. Та трагедия, которая обрушилась на Южную Осетию, кардинальным образом изменила ситуацию, и российский президент был вынужден сказать, что мы примем то решение, которое бы устраивало абхазский и югоосетинский народы. Если бы не было прямой и несанкционированной агрессии Грузии против югоосетинского народа, то не было бы этого решения.
Что касается других непризнанных республик, то тут нет общего подхода. Каждый подход сугубо индивидуален, так как существует правовой конфликт между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение. Как мы видим, этот конфликт в разной ситуации решается по-разному. Есть прецедент Косово. Сложилась особая ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии, и этот вопрос настолько сложный, что пока трудно сказать, будет ли поддержана инициатива законодательного органа России исполнительной властью», отметил Кожокин.
Российский эксперт считает, что количество государств, которые признают независимость Южной Осетии и Абхазии, будет очень ограниченным. Это длительный процесс - к постепенному и полноправному членству в международном сообществе. Он не считает, что эти непризнанные республики ждет будущее, подобное Турецкой республике Северного Кипра. Если последует признание со стороны России, то последует международное признание, говорит он. Кожокин не считает возможным размен Арменией признания Абхазии и Южной Осетии взамен на признание Россией независимости Нагорного Карабаха.
По поводу вступления в НАТО Грузии, Украины и, возможно, Азербайджана российский эксперт отметил, что в этом вопросе существуют значительные различия. Население Грузии почти полностью поддерживает вступление в НАТО, а в Украине население не поддерживает эту идею.
У Украины нет проблем с территориальной целостностью, что есть в Грузии. В любом случае Грузия и Украина находятся на пути вступления в НАТО. Вступление Грузии задерживается из-за того, что сами члены НАТО не считают целесообразным вступление этой страны в альянс. Что касается Украины, то там существуют проблемы в позиции некоторых членов НАТО, но и внутри страны есть значительное сопротивление вступлению. Что касается Азербайджана, то у Баку немало факторов «за» и «против» вступления в НАТО. Как во внутреннем, так и международном контексте вопрос вступления Азербайджана в НАТО отличается от Грузии и Украины.
Более мягкую позицию в подходе европейских стран по сравнению с США к грузино-российскому противостоянию Кожокин считает результатом различия США и Европы в подходах к принципам защиты прав человека. Если для США вопрос права человека является инструментом политики, а ценностный подход вряд ли присутствует, то для европейцев это не только инструмент, но и осознание того, что невозможно строить демократию, нарушая права человека.
«В Европе к трагедии, которая произошла в Южной Осетии, и к режиму Саакашвили было критические отношение. Кроме того, существует взаимосвязь Европы и России в энергопоставках. С одной стороны, европейские страны заинтересованы в поставках энергоресурсов из России, с другой, РФ заинтересована в том, чтобы поставки в Европу были стабильными. США имеют минимальные торговые отношения с Россией, поэтому Вашингтон в гораздо меньшей степени заинтересован, чтобы Россия была процветающей, стабильной страной. А для Европы Россия - важный рынок, и кризисные явления в РФ отрицательно отразятся на Европе. Поэтому европейские страны в гораздо большей степени способны к объективности, и они разглядели, что Грузия совершила агрессию и хотела получить Южную Осетию без осетин», сказал Евгений Кожокин.
Д.Н.