Владимир Сокор: «Турция создает очень много проблем для «Набукко», что отражается даже на отношении к братскому Азербайджану»
Эксклюзивное интервью 1news.az с политологом, профессором Джеймстаунского Фонда Владимиром Сокором
- В эту зиму Россия посредством газового конфликта с Украиной показала уровень зависимости Европы от российского газа. Можно было ожидать, что европейцы перейдут от слов к делу в вопросе уменьшения зависимости от российского газа. Однако ничего конкретного в реализации проекта «Набукко» нет. Может, Европа, уже согласилась с тем, что ей не сойти с российской «газовой иглы»?
- В политическом плане все те, кто заинтересован в реализации проекта «Набукко», должны убедить американскую администрацию в необходимости реализации этого проекта. В экономическом плане необходимо время для разработки газовых ресурсов Ирана, которые в огромном большинстве не эксплуатируются и на это требуются время и инвестиции. Таким образом, Иран может экспортировать газ по «Набукко» не на первом, а на втором этапе проекта. На первом же этапе газ может транспортироваться только из Азербайджана. Если западные инвесторы и ЕС не убедятся в том, что будет реализован второй этап проекта «Набукко», то им будет сложно инвестировать на первом этапе проекта.
Вывод напрашивается следующий: надо убедить ЕС, а это уже происходит, в том, что «Набукко» является не просто коммерческим, а стратегическим проектом, который надо субсидировать из финансовых ресурсов ЕС и Европейского инвестиционного банка. Если европейцы будут считать «Набукко» не только коммерческим, но и стратегическим проектом для обеспечения энергетической безопасности Европы, то они будут его финансировать. Но тут есть вопрос: как газ из Ирана попадет в Европу? Если через трубопровод, то в этом случае Турция будет транзитной страной. Но у Турции есть собственные амбиции, которые представляют собой разрушительный подход. Анкара хочет не только обслуживать транзит газа, но и дешевле купить часть газа на восточной границе Турции и продавать его внутренним потребителям или же по более высоким ценам за границу на западной границе этой страны. В этом плане Турция создает очень много проблем, что отражается даже на отношении к братскому Азербайджану.
Этот подход Турции может сделать проект «Набукко» нерентабельным и даже убыточным. Если требования Турции будут удовлетворены, то и другие транзитные страны будут выдвигать аналогичные претензии. Поэтому маловероятно, что требования Турции будут приняты. Тут надо разобраться а, что будет делать Турция, которая является единственной транзитной страной для иранского и азербайджанского газа. Станет ли Турция пользоваться транзитной монополией в качестве орудия в отношении поставщика или же против Евросоюза? Премьер-министр Турции Эрдоган недавно заявил, что Турция может создать сложности в проекте «Набукко», если ЕС не ускорит переговоры о присоединении Турции к Евросоюзу. На деле это означает злоупотребление проектом «Набукко» ради собственных узкополитических целей. Поэтому появилась версия о транспортировке иранского сжиженного газа не через трубопроводы.
Несомненно, что потребление газа в Европе будет повышаться. Но вызывает сомнения, будут ли повышаться поставки газа из России. Для ЕС главное - чтобы сократилась доля «Газпрома» в потребляемом европейскими странами газе. Этого можно достичь путем поставок иранского газа в Европу, через «Набукко». Остается вопрос, сколько времени на это потребуется, какая транзитная дорога, и будут это трубопроводные поставки или сжиженный газ. Очень важным представляется открытие для иранского газа путей на европейские рынки. Политика США направлена на то, чтобы исключить попадание иранского газа на европейские рынки, и это очень вредило всем западным потребителям. Единственную пользу от этого получал только Кремль.
- Но в последнее время некоторые российские эксперты отмечают, что России следует включиться в проект «Набукко» в качестве инвестора и поставщика…
- У России нет собственных ресурсов для «Набукко». Судя по всему, Россия может поставить в этот трубопровод только туркменский газ. Дело в том, что России потребуется поставлять свои ресурсы в Северный газопровод, а ресурсов для «Набукко» у «Газпрома» нет. Если Россия даже сможет заполнить половину «Набукко» туркменским газом, то это просто сведет на нет стратегическое значение этого проекта. А стратегическое значение «Набукко» заключается в уменьшение доли «Газпрома» в потреблении газа в Европе. Для этого собственно и проектировали «Набукко». Если поставлять российский газ по этому трубопроводу, то будет нарушена стратегическая цель диверсификации газа, причем получается, что европейцы будут субсидировать строительство экспортного трубопровода для «Газпрома».
В Европе есть определенные круги, которые ради собственных кратковременных интересов говорят о возможности участия России в «Набукко». Но эти политические круги не обладают большинством в Европе, они влиятельные и лоббируют эту идею. Но российский газ в «Набукко» означает поражение политики ЕС по диверсификации поставок и обеспечению энергетической безопасности Евросоюза.
-Может ли Россия для торпедирования проекта «Набукко» инициировать резкое обострение отношений между своим союзником Арменией и Азербайджаном? Тем самым будет нейтрализован один из ключевых игроков «Набукко» – Азербайджан…
- Такую возможность нельзя исключать, но она выглядит маловероятной.
Это будет чистая авантюра и безответственность со стороны России. В этом случае на много лет испортятся отношения России с Западом. Не думаю, что Россия пойдет на такой шаг. Конечно, Россия будет шантажировать Карабахской проблемой Азербайджан и Армению. Москва будет также усиливать давление на Грузию, но не думаю, что пойдет на размораживание конфликта.
Д.Н.