Иса Меликов о «Евровидении», Айсель, друзьях и врагах /ФОТО/
Эксклюзивное интервью 1news.az с композитором и продюсером Исой Меликовым
- Расскажите о евровидийной Москве. Как вас встретила столица «Евровидения-2009»?
- Москва встретила меня пробкой, жуткой пробкой на Ленинградском шоссе. Это была невыносимая пробка, в которой я проторчал 4 часа, после чего изможденный приехал в гостиницу. По сравнению с весенним Баку в Москве было прохладно, градусов 10 тепла. Атмосфера «Евровидения» в городе ощущалась, но ажиотажа со стороны москвичей не было, как-то они спокойно относились к проведению у них в столице конкурса. Ну а со стороны государства и администрации Москвы было сделано все возможное и невозможное, приложен максимум усилий, чтобы в Москве на каждом шагу ощущалось, чувствовалось «Евровидение». Даже на дорожной разметке был изображен символ «Евровидения» - жар-птица. Весь город был украшен евровидийными растяжками, на фонарных столбах были вывешены флаги стран-участниц. Но несмотря на всю эту красоту, настроения евровидийного у москвичей я не почувствовал.
- Как вам конкурс «Евровидение-2009» в целом? Какие ощущения?
- Я получил то, чего ожидал! Хотел адреналина, хотел испытать шок, хотел получить ту дозу российской выпендрежности, в хорошем смысле этого слова, которую они обещали. И все получил! Все было сделано на высшем уровне, все, что обещали российские организаторы, они сделали. Я получил сполна ту дозу адреналина, которую ожидал! Самая огромная сцена, свет, постановка, декорации! Вся масштабность этого шоу чувствовалась. Когда попадаешь в «Олимпийский» и видишь свет, я говорю только о свете, это огромное количество светодиодов, огней, различного рода спецэффектов, связанных с иллюминацией, и понимаешь, что все управляется пультом из единого центра, то просто впадаешь в шок. На «Евровидении» были использованы самые передовые технологии, вплоть до того, что задние декорации и эти огромные жидкокристаллические мониторы были прозрачными, когда это было надо. Во время номера Сакиса Руваса прожектора насквозь пробивали мониторы с задней части. Я смотрел на это, и никак не мог понять, как же это все делается. Россия провела отличное «Евровидение».
- Ну а что было самым запоминающимся на конкурсной сцене, не считая нашего звездного дуэта?
- Было много интересных номеров. Я влюбился в датскую песню, и если бы результаты конкурса зависели от меня то, первое место, естественно, было бы за нами, а второе я бы отдал Дании. Потрясающая певица из Англии Джейд! После того как закончилось ее исполнение, я не мог аплодировать, так как был парализован от восторга, настолько они создали на сцене сказку! Но я считаю, что ее песня не конкурсная, а фестивальная. Я не могу не сказать о наших участниках, которые вызвали у меня самые ярчайшие эмоции. Я не помню всех тех эмоций, когда на сцене выступали наши, это не передать словами, единственное, что я скажу, что я был горд за Азербайджан.
Рядом с нами сидели турецкие фанаты, и когда выступали Айсель и Араш, они скандировали «Айсель! Араш! Азербайджан!», кричали так, как будто выступает их участница, а не наша. Ну а наши фанаты не остались в долгу и также поддерживали Хадисе. Сектора, где были азербайджанские, и турецкие фанаты, разделял один сектор с болельщиками других стран-участниц, но наша энергия парализовала тот сектор, который просто впал в абстракцию. Это единство фанатов очень помогло. Было приятно слышать, как болеют 2 сектора одновременно. Невероятно встречали в «Олимпийском» выступление Александра Рыбака, Хадисе и Айсель с Арашем. Когда выступали Турция и Азербайджан, турки поддерживали нас, а мы их, а во время выступления, к примеру, греков или армян их поддерживали исключительно свои, а тут кричали все! У финнов и эстонцев вроде бы общая культура, но они не поддерживали никак друг друга на конкурсе, а наше единство с Турцией очень приятно.
-Что скажете о закулисной жизни «Евровидения»?
- Закулисная жизнь была очень яркой. Но в основном она была связана с кулуарными разговорами «кто фаворит?», которые достигли своего апогея в день финала. Главным фаворитом называли Рыбака, но пресса его недолюбливала, считала, что мальчик зазвездился. Фаворитами называли и наших участников. Все страны в день финала боялись Великобритании и Эндрю Ллойда Уэббера. Он ведь сам вышел на сцену конкурса. Это момент мне не понятен, так как в лицо его знает только музыкальный мир, но уж точно не домохозяйки. Обсуждалось, что Каас будет плакать на сцене, там бродил миф, что она упадет на колени и заплачет, но слез я не заметил. Обсуждалась и Приходько, но, как показывает практика, зрители никогда не голосуют за страну-хозяйку конкурса. Сакиса фаворитом никто не считал, говорили, что он зря приехал, тоже могу сказать и о Мальте. Остальные же участники шли стабильным середнячком, аутсайдеров было на этом конкурсе очень мало.
- Что вы испытывали, когда зачитывали баллы?
- Это было что-то невероятное, я никому не желаю пережить это. Да, это безумно приятные минуты, особенно под конец, когда ты видишь свою страну в самых верхних позициях по результатам голосования. Ну а для меня переживания были двойные, так как участвовала в «Евровидении» Айсель. Мы оказались на втором месте, радости не было предела в тот момент. Но случай сотворил так, что мы спустились на одну позицию ниже. Я был очень рад 10 баллам от Норвегии, что-то мне подсказывало, что 12 баллов они отдадут именно Исландии, но в то же время я надеялся, что высший норвежский балл получит, к примеру, Швеция. Но они отдали Исландии 12 баллов, и мы оказались на третьем месте, но это тоже огромнейшая победа! Но знаете, когда мы пересеклись с членами исландской делегации после финала, то они сказали нам - «мы разделили с вами победу!», и я с ними согласен, вторе и третье место разделено между нами.
- Как отпраздновали получение третьего места на конкурсе?
- Мы все были ужасно уставшие, кто-то был в Евродоме, кто-то в гостинице. Очень сильная эмоциональная нагрузка на всех свалилась, а апогей ее был именно в финальный день. Когда я вышел на холодный воздух, то почувствовал, что мой мозг сжимается в изюминку и пульсирует, я думал, что сейчас меня стукнет инсульт. В гостинице я выпил лекарство, в холле все только и говорили о «Евровидении», все обсуждали, что и как, и практически не верили в то, что это свершилось, что мы взяли третье место. Ко мне позвонили из Баку и сказали, что Баку ликует, что машины с флагами по всему городу, что гаишники не справляются с движением, что дороги перекрыты. Я сразу же об этом рассказал Айсель.
- Какие слова были первыми, что вы ей сказали после оглашения результатов?
- Я сказал: «Я тебя обожаю! Ты молодец. Ты - королева!» Я вам скажу такую вещь: когда шло голосование, я думал, что еще чуть-чуть и я расплачусь, хотя и не люблю все эти телячьи нежности, но эмоции было уже трудно сдерживать. Когда я сказал ей, что творится в Баку, я вспомнил, что так мы радовались успехам Турции на чемпионате мира по футболу. Наше третье место на «Евровидении» - это предмет национальной гордости, предмет национальной принадлежности к определенному успеху! Так приятно, что имя Айсель идет в одном списке с именами спортсменов - призеров олимпиады, в списке тех, кто высоко поднимает наш флаг. На Айсель была возложена ответственная миссия -представлять нашу страну, и она эту миссию выполнила, достойно представив Азербайджан на конкурсе, и подняла наш флаг высоко! Это очень приятно!
- А кто вас поздравил первым?
- Жена и сестра, они обняли, поцеловали меня, сказали «поздравляем!». А я, поздравляя всех, говорил, что это победа, поделенная на 8 миллионов частей, что это победа каждого из нас. А когда я увидел армян, которые прятали свои флаги, шли тихо, молча в то время, когда мы радовались, я понял, насколько эта победа важна, это победа с большой буквы!
- Главный секрет успеха Азербайджана на «Евровидении»?
- Несомненно, это яркий запоминающийся номер. Но первый фактор, конечно, фактор яркой Айсель. Она очень яркая! В адрес Айсель все говорили «amazing girl»! И говорили это не только о внешности и красоте, говорили это о ее душе! И она всем доказала, что она «amazing girl»! И как бы это не звучало банально, Айсель в Москву улетела принцессой, а вернулась королевой! Но это не значит, что миссия Айсель на этом закончена, это только начало!
- А в свое время очень многие не верили в нашу «amazing girl»…
- Да, было дело, не верили. Когда объявили о том, что на «Евровидение» от нас едет Айсель, тогда еще Араша не было в проекте, только чего не начали говорить об Айсель, что она не достойна проекта и все в этом роде. Я тогда сказал, что когда человек что-то говорит, он должен прежде подумать, а особенно когда говорит что-то ответственное и делает ответственные заявления, что человек не должен сжигать мосты. Хочется задать всем этим людям вопрос, точнее хочу, чтобы вы задали им вопрос: «А что теперь случилось? Что вы можете сказать сейчас?». Они с таким же рвением будут говорить: «Мы говорили, что Айсель достойная представительница!». Но из истории слов не выкинешь, и все знают и помнят, кто что говорил. Неприятно, что такие случаи имеют место быть. Ну некрасиво это. В этих людях говорила злость, зависть и я не знаю, что еще…Но спустя 2 недели эти же люди, осознавшие свою ошибку, говорили, что «Айсель наша!», поняли что лучше занять позицию признания Айсель, чем непризнания, но поздно это поняли. Это людям чести не делает. В данный момент я хочу от души поблагодарить друзей Айсель, настоящих друзей, включая тебя, Феликс, тех, кто поддерживал ее и верил в нее с самого начала. Отдельное спасибо вашему информационному агентству «The First News» за поддержку! Именно поддержка друзей, близких ей людей сделала то, что Айсель достигла такого успеха! Также громадная благодарность врагам Айсель, именно они давали подпитку и больше рвения, чтобы этот успех был достигнут. Прошу ни друзей, ни врагов не расслабляться, так как впереди ее ждет еще больше успехов!
- Кого вы видите азербайджанским участником «Евровидения-2010»?
- Это однозначно будет форматный исполнитель, крайне форматный, так как Айсель задала очень высокую планку. И следующему участнику «Евровидения» от Азербайджана будет сложно. Следующему участнику нужно будет оглядываться на Айсель и стараться все делать лучше. Но хотя практика показывает, что во второй раз участие в конкурсе одного и того же исполнителя не запрещено, так что я не исключаю повторного выступления Айсель на «Евровидении».
Феликс Вишневецкий
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото