Нармина Абдинбекова: «Самое главное – здоровье близких людей, а остальное – можно купить» /ФОТО/
Председатель Ассоциации молодых предпринимателей Азербайджана, президент Gean Grup Company и глава сети магазинов Parfumeur не признает стереотипов, не умеет готовить и не прощает предательства
Что есть успех? Это апогей удовлетворения, безусловная составляющая счастья. Успех притягателен одинаково как для мужчин, так и для женщин. Известно, что женская сущность гораздо чувствительней, лиричней, но это не мешает прекрасной половине человечества стремиться к вершинам с невероятным упорством и настойчивостью. И в этом стремлении самые сильные, оставляя далеко позади себя стертые в пыль препятствия, становятся победителями. Путь к успеху Нармины Абдинбековой – одна из иллюстраций нашей темы… «Формула успеха».
– Первое, о чем хочется спросить, чем вы сегодня надушились?
– Хоть я и не рекламирую то, чем душусь, – смеется собеседница, – но вам скажу: это «Sensuous» от «Estee Lauder». Понимаете, существуют два типа женщин: первые – однажды найдя «свой» аромат, в дальнейшем ему не изменяют; другие, наоборот, активно следят за новинками. Поскольку я работаю с огромным количеством марок, то всегда пользуюсь последними поступлениями и никогда не повторяюсь. Кстати, замечу, что парфюмерия для меня – прежде всего бизнес, который является моим основным делом, возможностью развития и средством заработка, а только потом уже всем остальным.
– Мне кажется, что занятие бизнесом предусматривает наличие у человека врожденного таланта, что дело это скорее мужское и менее всего – женское…
– По мне, предпринимательские качества могут быть и врожденными, и приобретенными. У нас в Азербайджане очень много успешных женщин–бизнесменов – у них есть свои туристические агентства, женские салоны, пиар-компании, банки. Надо просто иметь предпринимательские качества и хорошие навыки и культивировать в себе умение развиваться. Важно, достигнув чего-то, всегда иметь желание идти вперед.
– Надо быть лидером?
– Наверное. В средней школе я была старостой класса, окончила школу с золотой медалью. Получить «Красный диплом» в институте не смогла, поскольку доучивалась, уже работая. Мне всегда нравилось быть самостоятельной, стремилась скорее встать на ноги. Я отношусь к тому типу женщин, которые хотят реализовать свои возможности, состояться.
Начинала с нуля – работала переводчицей, менеджером, офис-менеджером, маркетинг-менеджером, бренд-менеджером. А сегодня, став руководителем и владельцем компании, знаю все до мелочей. То, что все делается так, как хочу я, приносит мне огромное удовольствие. Это позволяет оставаться в нормальном расположении духа, что очень важно для моей семьи, для моих детей.
– Не секрет, что вокруг вашего детища – сетей магазинов Parfum de Frans, в которой вы были совладельцем, в одно время разразился скандал… Известно также, что все трудности позади, и теперь вы развиваете новую сеть под названием Parfumeur… Остался ли след в душе?
– Конечно! В подобных сложных ситуациях люди лучше узнают друзей и врагов, переоценивают ценности…Это произошло и со мной, но, слава Богу, все закончилось…
– Но запомнилось…
– Еще бы! То для меня был очень тяжелый год со множеством проблем. И знаете, почему я все пережила? Потому, что у меня не было иного пути. В какой-то момент злость помешала мне работать, но, поняв, что не развиваюсь в то время, как жизнь продолжается, взялась за дело. Наняла людей, которые занимались разрешением проблем с судами и полицией, а сама ушла в бизнес. В принципе, моему бизнесу нет еще года – нормально мы начали работать в июне 2008-го. С нуля.
Поняла, что в этой жизни все можно исправить, что после каждой черной полосы наступает белая. И, конечно, что важнее всего – здоровье близких людей, а все остальное можно купить.
Кто-то радовался, что у меня проблемы, кто–то поддерживал в трудную минуту, а, увидев, что вновь поднимаюсь на ноги, расстроился.
За тот год я имела прекрасную возможность увидеть, кто мне друг, а кто – враг.
– Что надо сделать, чтобы стать вашим другом?
– Сложный вопрос. А что надо сделать, чтобы стать любимым? Наверное, ничего специально делать не нужно! Либо ты вселяешь уверенность, что с тобой я могу пойти в разведку, в то, что благодаря тебе у меня есть спина и моральная поддержка, либо мы чужие люди.
– И вы об этом заявляете в открытую?
– Признаюсь, в последнее время научилась не всю правду говорить в глаза… Прошел юношеский максимализм.
– А как вы пришли к парфюмерному бизнесу?
– Двенадцать лет назад, когда просто искала работу, мне посоветовали обратиться в одну крупную компанию. Поначалу отказалась, так как дело было совсем незнакомое. Но интерес к новому, возможность поработать над собой взяли верх. Так в 20 лет взялась изучить новую для себя сферу и оказалось, что нашла себя в бизнесе. В какой-то момент поняла, что работать на другого человека не хочу, и, опираясь на собственные навыки, могу открыть свое дело. В 2001 году, в 25 лет мне предложили стать совладельцем и директором компании. А в 32 года пришлось все начинать заново, чтобы открыть сеть магазинов Parfumeur.
– Вы так открыто говорите о своем возрасте, что вроде бы не принято…
– А почему мне его скрывать? Наоборот, мой возраст позволяет показать, как многого я добилась в свои годы…
– Принадлежность к женскому полу помогает вам в бизнесе или мешает?
– Опять задаете сложный вопрос… Мне лично это не мешает. Когда в 25 лет возглавила компанию, а выглядела моложе своих лет, никто меня не воспринимал всерьез – это мешало. Часто спрашивали: «А кто вам помогает?», «Кто вас продвигает?». Поначалу обижалась, но скоро поняла, что это особенность азербайджанского менталитета.
Вообще женщин у нас уважают – это я знаю по личному опыту. Там, где мужчине могут ответить грубовато, нам уделяют особое внимание. Я часто встречалась с предпринимателями из других стран СНГ, принимала участие в конференциях по женскому предпринимательству, и многие жаловались, что принадлежность к женскому полу им мешает. Но я этого никогда не чувствовала.
– Дома тоже командуете?
– Стараюсь не командовать, пытаюсь оставлять плохое настроение на работе, а дома забыть, что руковожу крупной компанией. Правда, получается не всегда, но я стараюсь.
У меня два мальчика, они близнецы, им в августе исполнится пять лет. Конечно, они иногда шалят, но я смотрю на это спокойно – они ведь мальчики! Они должны развиваться, двигаться, у них свой мир. Но считаю, что детям надо как взрослым объяснять, что можно, а что нельзя.
Моя мама живет с нами. Мальчики больше времени проводят с ней и с няней. Они у меня ходят в детский садик – считаю, что дети должны расти в коллективе. Меня в детстве мама оградила от всего. Я не ходила в детский сад, мама сама водила в школу, встречала. Мое становление началось, когда она поняла, что мне пора быть самостоятельной и отправила на несколько месяцев на обучение за границу. Поначалу мне было очень тяжело, затем адаптировалась и стала тем, кем стала. Сейчас не боюсь трудностей, стараюсь их преодолевать.
Я практически не отдыхаю. У меня только один выходной день – воскресенье у нас дома называют «мамин день». Его стараюсь провести дома со своими детьми. Последний раз была в отпуске четыре года назад – провела несколько дней вместе с семьей у себя на даче.
Очень бережно отношусь к свободному времени. Когда оно у меня появляется, посвящаю его близким, друзьям и детям. У меня очень много знакомых, двоюродные сестры, родственники, которых подолгу не вижу – на работу ухожу утром, а возвращаюсь поздно вечером. Уже через три недели после того, как близнецы появились на свет, я вышла на работу. Всегда боялась пропустить что-то важное в жизни детей – первый шаг, первое слово. Каждый день с ними происходит что–то новое – пытаюсь не пропустить ничего.
Один похож на меня, а второй – копия отца. От мамы они унаследовали лидерские качества. Характер их дал о себе знать, когда им еще был годик. Они всегда знают, чего хотят, и пытаются добиться этого любыми способами.
– Наверное, балуете своих детей?
– Балую, хотя знаю, что поступаю неправильно. Видимо, таким образом пытаюсь, как–то компенсировать свое отсутствие.
– Готовить умеете?
– Нет. Накормить человека могу – пожарить картошку или яичницу. Но готовить в общепринятом понимании не умею. Я думаю, что надо просто захотеть, а у меня такого желания нет. Мама с детства говорила мне: «Занимайся, учись, работай!». Что хотела, то и получила. Я ранний и единственный ребенок в семье, мама родила меня, когда ей было 20 лет. Мы с мамой по жизни подруги, и я знаю, что она мой самый близкий человек, который всегда рядом. И когда мне хорошо, и когда плохо, она любит меня не как главу большой компании, а как маленькую девочку.
– Говорят личная жизнь у успешных женщин, как правило, не складывается…
– Согласна. Я в разводе.
– А в каких случаях люди расстаются?
– Наверное, когда кто-то из них предал другого или изменил ему.
– Видимо, по натуре вы человек не уступчивый…
– Я максималистка – все, или ничего. Хотя сейчас максималистка в меньшей степени, чем была раньше. Со временем поняла, что жизнь гораздо сложнее, чем кажется в молодости, и не всегда она так ярка, какой может показаться по первым впечатлениям. Людей надо воспринимать такими, какие они есть, – с достоинствами и недостатками.
– Жалеете, что в свое время не пошли на компромисс?
– Никогда ни о чем не жалею – что ни делается, все к лучшему. Если так произошло, значит, так было суждено. С одной стороны, верю в судьбу, а, с другой, считаю, что человек сам кузнец своего счастья. Можно многое изменить в лучшую сторону, если очень сильно этого захотеть.
– Пять советов для начинающих предпринимателей…
– Пять это очень много, достаточно трех. Первое – надо точно знать, чего хочешь добиться. Второе – всегда работать над собой. Очень многие открывают дело потому, что им просто захотелось, но этого недостаточно. Твой бизнес должен быть востребованным. Сегодня 95 процентов новых компаний в течение трех лет закрываются, поскольку новые предприниматели не учитывают характер того или иного рынка. И третье – никогда не унывать, всегда оставаться женщиной.
Знаете, чем женщины отличаются в бизнесе от мужчины? Они могут идти к одной цели, но абсолютно разными путями. Мужчины чаще идут напрямую, жестко, а женщины более мягко, обходными путями, и потому у них больше шансов дойти до нужной точки.
– Можете раскрыть формулу вашего успеха?
– Могу. Надо верить в себя. Это самое главное.
Сеймур Закаряев
Фото: Сергей Хрусталев
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото