Грузинские кинематографисты верны себе
«Метеоидиот» - еще один подарок фестиваля «Восток – Запад».
Когда бакинцы шли на встречу с объявленным программой грузинским фильмом «Метеоидиот», конечно же, они ждали чего-то самобытного.
И, естественно, независимо от того, скажем, что уже пришло известие о том, что в Анапе, на XVIII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» поставленная Наной Джорджадзе грузинская картина «Метеоидиот» (совместная продукция России, Германии, Нидерландов, Италии и Финляндии) получила сразу два приза.
Как сообщалось, награды за лучший сценарий удостоился Ираклий Квирикадзе, а за лучшую операторскую работу приз имени Княжинского получили Вальтер Ван ден Энде и Михо Квирикадзе.
Просто мы уже привыкли к тому, что грузинские кинематографисты показывают нечто ни на что не похожее и непременно согревающее душу особой теплотой.
Такое – не от желания показать, как сейчас модно, узнаваемое и сиюминутное – нет! Такое может идти только изнутри и даже не от традиций, ни от одного только опыта предшественников или даже собственного – это в крови у неординарно мыслящих мастеров, это обращение к тем, кто может их понять.
Добрые и гордые, самолюбивые и легко ранимые, они творят для тех, кто оценит их бесхитростную открытость, честность и доверчивость, замешанные на свободолюбии, и не станет злоупотреблять этими качествами.
Работающий на Метеостанции герой, роль которого великолепно исполняет обаятельный актер Мераб Нинидзе, за какую-то провинность получил небольшой срок и попал в тюрьму. Его красавица-жена (потрясающей красоты актриса Аня Антонович), устроившись в ресторан, ведет, скажем так, аморальный образ жизни и даже готова, бросив сынишку и дочь на попечение дедушки, уехать в некуда с заезжим авантюристом из передвижного цирка.
Сказать, что дети остались на попечении деда, значит ничего не сказать, потому что главное тут в том, что они живут на попечении… Рамаза Чхиквадзе, а это «две большие разницы»!
Гениальный актер - мудрый отец и дедушка, который в жизни видел все и не утратил самообладания и чувства юмора, - и есть весь стержень фильма, его суть и подтекст в лице не поддавшейся стихиям личности, на каковых стоит мир.
Не стесняясь в выражениях, герой Рамаза Чхикваде (попросивший отсрочки по семейным обстоятельствам у частенько приходившей по его душу смерти) говорит вернувшемуся сыну о том, что его жена – шалава и шлюха, но сын – его сын! – открыто заявляет, что любит эту женщину, и ничего с этим делать не собирается! Так поступать могут лишь чистые, верные, подчас совсем не храбрые мужчины, знающие, что такое любовь и готовые за нее бороться.
В фильме есть и другие повороты сюжета, позволяющие герою одержать победу над соперником и воссоединить семью, но мне кажется, что «зацепить» эта картина могла лишь потому, что авторы не копошатся в подробностях и не смакуют «бытовуху». Прелесть картины в многозначительности, в умении привлечь внимание зрителя к тому, что за кадром. А там, за кадром – уважение к герою как к цельному человеку.
Правда, чтобы зрители прочли это послание к ним, авторам должны были помочь врожденная романтика, самоирония, юмор, фантазия и даже «магический реализм», но цель показать, что главные ценности – самоуважение, чувство собственного достоинства и умение оставаться добрым в самых провоцирующих на грубость ситуациях – в фильме «Метеоидиот» достигнута абсолютно.
Галина Микеладзе