Мурад Ягизаров: «Любовь к женщине – это еще и внутренняя цензура...» - ИНТЕРВЬЮ
Актер театра и кино. Народный артист Азербайджана. Кумир 70-80-х. Работает в РДТ им.С.Вургуна. Снимается в многосерийном фильме в Германии. Сдержан. Педантичен. Замкнут.
– Для вас культура – это…
-…самая существенная часть человеческой жизни:уважение и сохранение традиций, отношение к профессии, к окружающим людям, да и многое другое. Нет культуры – нет нации.
– Для вас мир – это…
-…возможность познания: каждый день, каждое мгновение. Жизнь человеческая так коротка! Надо успеть как можно больше.
– Политика…
-… игра, которая меня не увлекает.Я не политик. И никогда им не был, даже на уровне профессиональных проблем или быта. Политик – это, на мой взгляд, особый склад ума и особые отношения с окружающим миром. Я, разочаровываясь в людях, предпочитал прервать отношения, но не мстить, не интриговать… Просто прекращал общение, и все. А если говорить о большой политике, арене мировых игр, то я очень бы хотел, чтобы от политических игр не страдали люди. Дети в особенности… Все то беззащитное, что нуждается в защите, а не в агрессии.
– Интриги…
-… одна из разновидностей подлости. Она равносильна предательству, даже убийству. Потому что интриги – это тоже своего рода малая политика: умение вести игру, манипулируя чужими чувствами. Это страшная вещь! Поэтому мне все это претит. У меня был замечательный педагог – Магеррам Ашумов. Когда я пришел в театр, совсем желторотым юнцом, он сказал: «Придерживайся в театре трех заповедей: не пить, не спать, не интриговать». Не скажу, что был идеальным последователем этого учения. Но ни алкоголиком, ни интриганом, ни волокитой – не был.
– Честь…
-… – определенный кодекс нравственных законов, который мы получаем в семье и обществе. Это тот самый стержень, на котором держатся наши отношения с окружающим миром. У нас есть поговорка: «Честь потерять – все потерять!». Так и есть.
– Достоинство…
-…мы получаем с генами и на воспитательном примере родителей.Для меня таким примером была мама. На всю жизнь я запомнил один случай. Мама занимала должность, при которой можно было бы, проявив внимание к чужому интересу, жить безбедно. А время было послевоенное, голодное. К нам в дом, в мамино отсутствие, принесли коробку с угощениями. Я приоткрыл ее и, как любой ребенок, обрадовался, предвкушая роскошный ужин. Когда мама вернулась с работы, я, конечно же, радостно сообщил ей о коробке. Моему изумлению и обиде не было предела, когда она, бросив взгляд на дары в коробке, прошла к телефону и тут же кому-то на том конце провода велела немедленно «все это безобразие забрать». Представляете состояние голодного мальчишки?! Я из последних сил сдерживал слезы. И тогда мама, которая сама недоедала, чтобы прокормить детей, подозвала меня и сказала: «Сынок, ты большой уже. Я хочу, чтобы ты понял и запомнил на всю жизнь: иногда лучше остаться голодным, но независимым и честным. Ведь этот человек не просто так нас угощает – он хочет, чтобы я устроила подпись моего начальника на бумагах, которые для владельца коробки важны. Но я не могу этого сделать, сынок. По многим причинам». Я этот урок запомнил на всю жизнь. И старался жить, придерживаясь этого принципа.
– Женщины…
-…– это основа основ. Это стимул желания жить, желания быть лучшим во всем. А значит – интересным. Нужным. Без женщин вообще нельзя жить…
– Любовь...
-… это адреналин, толкающий на поступки, действия, даже легкие безумства! Любовь к женщине – это еще и внутренняя цензура, заставляющая держать себя в форме, не только физической, но и нравственной! Во имя Женщины – мамы, потом жены, потом дочери – мне всегда хотелось быть лучше.
– Адюльтер…
-…это тайна двоих, которая принадлежит только им. Я не ангел, и ничто человеческое мне не чуждо. Но я никогда не бахвалился своими победами, не сплетничал. Я вел себя так, чтобы ни у кого не возникало никаких проблем. А уж тем более – связанных с ненужными разговорами. В такого рода отношениях важно вести себя по-мужски.
– Поклонницы…
-… это сила, стимулирующая творчество, заставляющая соответствовать тому «имиджу», которому они поклоняются.Это, знаете ли, очень непросто. Но и увлекательно. Потому что это еще и постоянный контроль своих действий, слов, поступков, которые не должны повредить другому «имиджу» – самого театра. И я всегда старался вести себя так, чтобы не бросить тень на своих коллег. На дело, которому служишь.
– Страх…
-… гадкое чувство, способное заставить человека перестать быть человеком. Я говорю о ситуациях экстремальных. Думаю, если бы моим близким грозила опасность, я мог бы пойти даже на крайние меры. Однажды наркоман нацелил пистолет прямо мне в лоб…Ощущение не из приятных. Я помню его до сих пор. Спас меня в той ситуации… смех. Я стал смеяться, даже не знаю почему… Поэтому – не верьте, когда люди говорят, что не ведают страха. Страх переживает каждый.
– Театр…
-… – моя жизнь. Я служил ему всю жизнь и этим был счастлив. Театр дал мне мой мир, друзей, научил многому. Вдали от него я чувствую себя неполноценным. Друзья говорят мне, что наступило время расслабиться и жить для себя. Получать удовольствие от жизни. Это, конечно, хорошо. Но не в отрыве от театра.
– Кино…
-… отдушина, позволяющая периодически смотреть на то, что ты делаешь на экране, со стороны.
– Мечтаете…
-… продлить свою жизнь в театре и в кино. Сделать что-то значительное, чтобы оставить по себе память как о действительно Народном артисте. Чтобы все члены моей семьи были здоровы и счастливы, не испытывая страха перед будущим; чтобы внук вырос достойным, благородным человеком…
Валентина Резникова
3477