В турецко-израильских отношениях тают льды. Что это даст Азербайджану
В последние годы Турция значительно укрепила свою роль на мировой арене, превратившись в один из наиболее значимых центров силы.
Анкара поступательно усиливает свой политический вес на огромной географии – от Ближнего Востока до Африки, от Центральной Азии до Балкан.
С этой точки зрения большой интерес представляют заявления президента Эрдогана, сделанные им буквально вчера, и которые в свете перемен в региональной геополитике в полной мере можно назвать крайне важными и даже сенсационными.
Так, он заявил о планах глав Турции и Сербии организовать трехстороннюю встречу лидеров боснийской, хорватской и сербской общин Боснии и Герцеговины. На пресс-конференции с сербским коллегой Александром Вучичем в Анкаре, Эрдоган подчеркнул, что для преодоления кризиса в Боснии и Герцеговине международное сообщество должно действовать сообща. «Мы с президентом Сербии Вучичем решили собрать трех лидеров - боснийцев, хорватов и сербов и добиться успеха. Мы пришли к этому решению, - процитировало Эрдогана агентство Anadolu. - Крайне важно, чтобы все стороны воздерживались от шагов, наносящих ущерб территориальной целостности Боснии и Герцеговины, и действовали ответственно».
По его словам, поддержка Сербией суверенитета и территориальной целостности Боснии и Герцеговины очень важна для мира и стабильности в регионе: «Турция продолжит делать все возможное для снижения напряженности на Балканах».
Белград в высшей степени уважительно относится к территориальной целостности Боснии и Герцеговины, заявил в свою очередь президент Сербии Александр Вучич. Комментируя итоги переговоров с президентом Турции, Вучич отметил, что стороны «пытались найти общее решение по всем региональным вопросам»: «Стабильность и безопасность очень важны. Конечно, очень важно, чтобы мы помнили о прошлом. Очень важно, чтобы мы извлекали из него уроки. Мы должны создать лучшее будущее собственными руками».
На этой же пресс-конференции президент Эрдоган затронул еще одну тему, имеющую важное значение для будущего региона. Речь идет о турецко-израильских отношениях, продолжительное время отличавшихся заметным похолоданием. Однако в последнее время с обеих столиц наблюдаются шаги в сторону их потепления.
Так, в ноябре прошлого года премьер Израиля провел первые за восемь лет переговоры с президентом Турции. Нафтали Беннет позвонил Реджепу Тайипу Эрдогану и поблагодарил его за личное участие в возвращении арестованных в Турции за фотографию президентской виллы израильтян. Премьер-министр также выразил признательность за действия турецкой стороны на всех уровнях, сказал, что речь шла о решении гуманитарного вопроса, и положительно оценил коммуникационные каналы между странами, которые эффективно и незаметно работали в кризисной ситуации, сообщила главы израильского правительства.
Еще раньше, в 2020 году в турецкой прессе появились сообщения о планах Анкары вернуть в Израиль своего посла. А уже в марте этого года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о ведении переговоров с Турцией о нормализации отношений. «Да, мы ведем переговоры с Турцией, и это положительный процесс», - сказал он на встрече с избирателями в городе Бат-Ям.
А буквально на днях, 13 января Реджеп Тайип Эрдоган позвонил Ицхаку Герцогу, чтобы принести соболезнования в связи с кончиной Оры Герцог, матери президента Израиля. «Я верю, что она вами гордилась», - сказал Эрдоган в ходе беседы. Турецкий президент также использовал эту возможность, чтобы принести соболезнования и в связи со смертью одного из лидеров еврейской общины Турции раввина Бен Циона Пинто.
Все эти шаги можно рассматривать с призмы стремления сторон к нормализации отношений. Точно так же следует отнестись ко вчерашнему заявлению президента Эрдогана, более того, оно свидетельствует о том, что в процессе нормализации турецко-израильских отношений наметился серьезный сдвиг. Итак, президент Эрдоган заговорил о возможном сотрудничестве Турции и Израиля в Средиземном море. Оно, по словам турецкого лидера, должно быть основано на позитивном подходе и взаимной выгоде: «Цель состоит в том, чтобы добиться подвижек на основе позитивного подхода. Если это сотрудничество будет основано на принципе взаимной выгоды, Турция приложит все необходимые усилия в этом направлении».
Эрдоган также анонсировал возможный визит в Турцию своего израильского коллеги Ицхака Герцога. «Мы осуществляем контакты с президентом Герцогом. Он может посетить Турцию с визитом», - сказал он.
Эти заявления президента Турции свидетельствуют о начале, можно сказать, революционных процессов, намечающих контуры новых реалий, как в регионе, так и в мире в целом.
О том, как Анкара и Тель-Авив шли к потеплению отношений и о значении нормализации для региона, в том числе, для Азербайджана, в интервью 1news.az рассказывает завотделом Центра анализа международных отношений Джавид Велиев.
- Надо сказать, что до 2010 года Турцию и Израиль связывали союзнические отношения. Но ввиду определенных причин, процессов в регионе, между двумя государствами возникли некие разногласия и видимое соперничество.
Но в последнее время, в особенности после прошлогодних выборов и формирования нового правительства в Израиле, из Анкары и Тель-Авива звучат позитивные месседжи. И это крайне важно как с точки зрения процессов на Ближнем Востоке, так и геополитической борьбы в Восточном Средиземноморье.
Считаю, что сближение Турции и Израиля способно восстановить традиционные союзнические отношения между ними. На самом деле, несмотря на нескрываемое внешнеполитическое соперничество между Анкарой и Тель-Авивом, в последние годы и в той, и в другой стране силы, желающие нормализации отношений, поднимали этот вопрос перед своими правительствами.
В последнее время мы действительно видим позитивные тенденции в турецко-израильских отношениях. Важными шагами в этом направлении я бы назвал телефонный звонок и соболезнования президента Эрдогана своему израильскому коллеге в связи с кончиной его матери, освобождение задержанных в Турции двух граждан Израиля и выражение признательности за это со стороны израильского премьера.
Есть и другие шаги, демонстрирующие сближение сторон, и это очень важно с призмы процессов на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье, а также у нас, в Азербайджане.
Думаю, с визитом президента Израиля Ицхака Герцога в Турцию, о возможности которого заявил президент Эрдоган, события станут развиваться еще стремительнее. Будем ждать.
Кстати, на этом фоне я бы отметил и то, что в последнее время Анкара предпринимает шаги к сближению с другими странами в регионе, в частности, ОАЭ, Саудовской Аравией, Египтом.
- Означает ли это, что Турция стремится к усилению своей роли на мировой политической арене?
- Безусловно, и эта тенденция проглядывается не сегодня. На самом деле, политика, которую Турция строит последние 10-12 лет, нацелена на укрепление ее влияния в регионе. Что еще важно: силы, которые некогда саркастически относились к соответствующим заявлениям Анкары, теперь вынуждены смириться и принять новые реалии, а они состоят в том, что совершать какие-то движения в ближневосточном регионе, не принимая во внимание позицию Турции, невозможно.
Так, сегодня Турция играет большую роль в Сирии – без учета турецкого фактора никаких решений по сирийской тематике не может быть принято. Усиливается роль Турции в Ливии - не будь ее, законное ливийское правительство уже давно было бы смещено в результате военного переворота. Сегодня мы видим поступательно укрепляющиеся отношения Турции с Катаром, с другими странами. Влияние Турции сегодня начало простираться вплоть до Африки.
Словом, Турция сегодня ведет в регионе проактивную политику. Она не проводит «ре-активную политику», реагируя на геополитические процессы уже после того как они произошли, она сама формирует эти процессы, и ожидает их результатов.
Этот курс не является ответвлением политики Запада в регионе. Это – абсолютно самостоятельная, независимая политика самодостаточного государства, которое уже пожинает плоды своего политического курса, продолжение которого обещает Анкаре еще большие дивиденды.
Для примера я бы назвал влияние этого курса на борьбу геополитических сил в Восточном Средиземноморье. Вспомним, США отказались от поддержки проектов Греции в Восточном Средиземноморье, только бы не раздражать Турцию и не создавать лишнюю напряженность в отношениях со своим союзником по НАТО. И это – очень важное событие, которое само по себе демонстрирует, что Турция находится на верном пути, и ее политика дает реальные результаты.
- Если вернуться к потеплению турецко-израильских отношений, как вы считаете, способно ли это позитивно повлиять на Азербайджан?
- Напряженность в турецко-израильских отношениях беспокоила Азербайджан. Нашу страну связывают стратегические отношения с этими государствами, тепло относятся друг к другу наши народы. Азербайджан и Турция – два государства, один народ. Это аксиома. Точно так же веками в нашей стране в мире и дружбе жили представители еврейского народа. И это – одна из главных составляющих дружественных отношений между Израилем и Азербайджаном.
Показательно, что в 90-х годах три наших государства связывали отношения, которые неофициально характеризовались как «тройственный союз». В то время Турция сыграла свою роль в налаживании военного сотрудничества между Азербайджаном и Израилем. Конечно, ухудшение турецко-израильских отношений сказалось и на этом «тройственном союзе», ослабив трехстороннее сотрудничество.
Нормализация отношений Анкары и Тель-Авива может серьезно повлиять на усиление в регионе позиций и Турции, и Израиля, и Азербайджана. Думаю, наши страны воспользуются этим процессом для того чтобы укрепить сотрудничество между собой и защищать свои интересы. Все стороны только выиграют от этого.
Действительно, похолодание в турецко-израильских отношениях было очень нежелательно, и теперь, когда стороны движутся в сторону их нормализации, мы, конечно, можем это только приветствовать.